В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О введении в действие Водного кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект разработан «в целях обеспечения последовательного и сбалансированного механизма перехода к модели правового регулирования водных отношений, закрепленной в проекте Водного кодекса Донецкой Народной Республики».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
В части 2 статьи 3 законопроекта разработчиком используется конструкция «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере развития водного и рыбного хозяйства».
Обращаем внимание на то, что исходя из предписаний статьи 11 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 35-IHC «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» статусом республиканского органа исполнительной власти может обладать исключительно министерство Донецкой Народной Республики.
В свою очередь, в настоящий момент проведение государственной политики в сфере водного и рыбного хозяйства отнесено к компетенции Государственного комитета водного и рыбного хозяйства Донецкой Народной Республики, который является органом исполнительной власти (пункт 1 Положения о Государственном комитете водного и рыбного хозяйства Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2016 года № 13-61).
В связи с этим предлагаем в части 2 статьи 3 законопроекта конструкцию «республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере развития водного и рыбного хозяйства» заменить на «органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере развития водного и рыбного хозяйства».
В статье 4 законопроекта предусмотрено, что до вступления в силу законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего вопросы гражданства, в понимании Кодекса гражданами Донецкой Народной Республики являются лица, имеющие право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Пункт 2.1 Временного Положения о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 № 1-13 (далее – Положение) устанавливает исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение паспорта гражданина Донецкой Народной Республики. Однако реализация этого права ограничена возрастным цензом, а именно – достижением соответствующим лицом шестнадцатилетнего возраста.
Таким образом, положения статьи 4 законопроекта не соответствуют требованиям Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС). Так, частью 1 статьи 25 Закона № 72-IНС предусмотрено, что текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии. Толкование статьи 4 законопроекта не позволяет однозначно прийти к выводу о том, распространяется ли её действие, и, следовательно, признание того или иного лица гражданином Донецкой Народной Республики на лиц, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста и при этом подпадают под основания, предусмотренные пунктом 2.1 Положения, что позволит им получить паспорт в дальнейшем (на момент достижения шестнадцати лет).
В связи с этим предлагаем статью 4 законопроекта доработать.
Статьёй 6 законопроекта предусмотрено, что до утверждения нормативов в сфере использования и охраны водных объектов уполномоченными органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики нормирование в сфере использования и охраны водных объектов может осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.
Необходимо отметить, что в случае утверждения Главой Донецкой Народной Республики нормативов в сфере использования и охраны водных объектов, их последующее утверждение уполномоченными органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики будет нарушать иерархию нормативных правовых актов, предусмотренную в статье 8 Закона № 72-IHC.
Также отметим, что модель временного правового регулирования правоотношений нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики является эффективной при необходимости закрепления соответствующих правоотношений на уровне закона, принятие которого потребует значительного количества времени.
В свою очередь, применение данной модели в плоскости подзаконного законодательства является неэффективным, так как нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики и органов исполнительной власти характеризуются упрощенной процедурой принятия по сравнению с законами.
Следовательно, утверждение временных нормативов в сфере использования и охраны водных объектов нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики является нецелесообразным, в связи с чем предлагаем статью 6 законопроекта исключить.
Далее, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.
Кроме того, анализируемый проект нормативного правового акта в целом соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.