Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «Об основах системы профилактики правонарушений в Донецкой Народной Республике» № 457-КД (повторное)

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об основах системы профилактики правонарушений в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с письмом Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по уголовному и административному законодательству от 05.06.2018 № 2018/107 законопроект был доработан с учетом поступивших замечаний и предложений, в связи с чем возникла необходимость в повторном предоставлении заключения на законопроект.
Обращаем внимание на то, что по тексту законопроекта используется термин «граждане» в понимании характерном для российского законодателя (законодательство Российской Федерации употребляет данный термин для обозначения каждого человека как субъекта прав и обязанностей). Вместе с тем для законодательства Донецкой Народной Республики является характерным использование термина «физическое лицо», который прямо охватывает не только граждан Донецкой Народной Республики и иностранных граждан, но и лиц без гражданства.
В связи с этим, для единства используемой в законодательных актах Донецкой Народной Республики терминологии, а также для корректности обозначаемых понятий, предлагаем в пункте 2 статьи 2, пункте 16 части 1 статьи 6, части 1 статьи 12, пункте 2 части 1 статьи 13, части 1 статьи 14, статье 17 законопроекта слово «гражданин» заменить на «физическое лицо» в соответствующих падежах и числах.
Также отметим, что в статье 32 законопроекта нарушены требования абзаца четвертого пункта 40, пункта 45 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем статью 32 законопроекта привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Частью 1 статьи 33 законопроекта предусмотрено, что «в пункте 3 части 2 статьи 6 слова «и муниципальных программ», часть 2 статьи 7 настоящего Закона вступают в силу со дня вступления в силу законодательства Донецкой Народной Республике о муниципальных программах».
Следует отметить, что указание ссылки на «слова» в данном случае является юридически некорректным, поскольку слова не являются структурной единицей нормативного правового акта и не могут считаться нормой права (правовым предписанием, положением). Данное утверждение подтверждается и положениями Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC«О нормативных правовых актах», закрепляющими особенности структуры нормативных правовых актов (статья 27), возможность введения в действие отдельных положений нормативного правового акта позднее дня вступления его в силу (абзац второй части 2 статьи 45).
С учетом изложенного предлагаем часть 1 статьи 33 законопроекта изложить в следующей редакции:
«Положения пункта 3 части 2 статьи 6 в части разработки муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, а также часть 2 статьи 7 настоящего Закона вступают в силу со дня вступления в силу законодательства Донецкой Народной Республике о муниципальных программах».
Далее, в соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 № 13 «О принятии временного (типового) положения о местных администрациях Донецкой Народной Республики» до формирования в установленном порядке соответствующих органов местного самоуправления создаются местные администрации, которые представляют соответствующие муниципальные общины в переходной период и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления на соответствующей административно-территориальной единице. В связи с этим предлагаем в статье 33 законопроекта закрепить предписания о том, что до создания органов местного самоуправления полномочия органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений осуществляют соответствующие местные администрации.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений. Кроме того, положения законопроекта основаны на опыте российского законодателя, что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию своего законодательства с законодательством Российской Федерации.