Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 7 Закона Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» № 524-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 7 Закона Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту «концепцией законопроекта предлагается в целях обеспечения единства правоприменения, заменить слова «руководитель (представитель) религиозной группы» на слова «руководитель религиозной группы» и дополнить обязанности религиозных групп информировать уполномоченный орган, об изменении сведений, указанных в уведомлении».
Так, пунктами 1, 2 статьи 1 законопроекта предлагается в абзацах 1, 2 части 2 статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 140-IНС «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – Закон № 140-IНС) слово «представитель» исключить.
Обращаем внимание на то, что в случае исключения в вышеуказанных структурных единицах слова «представитель», исключительно руководитель религиозной группы будет вправе уведомлять о начале деятельности религиозной группы, постановке на учет и т.п.
В то же время институт представительства выступает уникальным правовым средством, которое позволяет субъектам участвовать одновременно в различных правоотношениях и тем самым расширяет сферу их правовой активности. Для определенной категории субъектов в силу сложившихся обстоятельств представительство является единственной возможностью участия в гражданском обороте. Наличие данного правового института является характерным для любого правового государства, в том числе и для Донецкой Народной Республики.
В связи с этим предлагаем пункты 1, 2 статьи 1 законопроекта исключить.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается в абзаце 3 части 2 статьи 7 Закона № 140-IНС слова «направляет произвольно оформленное уведомление в орган» заменить словами «сообщает органу».
В случае принятия вышеуказанного изменения абзац 3 части 2 статьи 7 Закона № 140-IНС будет выглядеть следующим образом:
«Также религиозная группа сообщает органу местного самоуправления по месту осуществления деятельности религиозной группы о начале своей деятельности и постановке на учет в уполномоченном органе».
Необходимо отметить, что в данном случае не конкретизировано кто и в какой форме (устной, письменной) должен сообщать органу местного самоуправления по месту осуществления деятельности религиозной группы о начале своей деятельности и постановке на учет в уполномоченном органе. Указанное создает предпосылки для различного толкования данной нормы и нарушает требования части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC«О нормативных правовых актах», согласно которой, текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
В связи с этим предлагаем пункт 3 статьи 1 законопроекта доработать.
Также в тексте законопроекта нарушены требования пункта 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. С учетом изложенного предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.
Кроме того, анализируемый проект нормативного правового акта в целом не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.