В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 10 Закона Донецкой Народной Республики «О Государственном флаге Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект разработан в целях «совершенствования процедуры осуществления надзора за соблюдением требований Закона Донецкой Народной Республики «О Государственном флаге Донецкой Народной Республики».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается часть 3 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики от 09.02.2018 № 216-ІНС «О Государственном флаге Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 216-ІНС) изложить в новой редакции:
«3. Совет Министров Донецкой Народной Республики разрабатывает и утверждает правила замены Государственного флага Донецкой Народной Республики, не соответствующего требованиям настоящего Закона».
Необходимо отметить, что в законопроекте не установлен срок разработки Советом Министров Донецкой Народной Республики «правил замены Государственного флага Донецкой Народной Республики».
Исходя из этого, предлагаем в пункте 1 статьи 1 законопроекта закрепить сроки принятия соответствующих правил.
Согласно пункту 2 статьи 1 законопроекта статью 10 Закона № 216-ІНС предлагается дополнить частью 4 в следующей редакции:
«4. Органы местного самоуправления осуществляют надзор за соблюдением норм настоящего Закона в части использования Государственного флага Донецкой Народной Республики гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями на территории соответствующей административно-территориальной единицы».
Следует отметить, что на сегодняшний день органы местного самоуправления не сформированы, а также отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий их деятельность и устанавливающий объём полномочий. Исходя из этого, на территории Донецкой Народной Республики действует Указ Главы Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 № 13 «О принятии временного (типового) положения о местных администрациях Донецкой Народной Республики» (далее – Указ № 13).
Согласно пункту 1.2 Указа № 13 «местные администрации представляют соответствующие муниципальные общины в переходный период и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления на соответствующей административно-территориальной единице, определенные настоящим Положением».
Также стоит указать, что органы местного самоуправления не могут осуществлять «надзор», поскольку соответствующая деятельность является прерогативой органов прокуратуры Донецкой Народной Республики. Так, согласно части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 15.04.2016 № 122-ІНС «О прокуратуре Донецкой Народной Республики» прокуратура Донецкой Народной Республики – единая государственная централизованная система органов, осуществляющих от имени Донецкой Народной Республики надзор за соблюдением Конституции Донецкой Народной Республики, исполнением законов и нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики, действующих на территории Донецкой Народной Республики.
Учитывая вышеизложенное предлагаем в пункте 2 статьи 1 законопроекта конструкцию «Органы местного самоуправления» заменить словами «Местные администрации»; слово «надзор» заменить на «контроль».
Кроме того в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 54 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать указанный законопроект с учётом замечаний и предложений.