В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 30 Закона Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан «в целях совершенствования процедуры разработки законопроектов. В соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики министерства не обладают правом законодательной инициативы. Вместе с тем республиканские органы исполнительной власти обладают необходимой информацией о ситуации в конкретной сфере правового регулирования и о социально-экономической ситуации в данной сфере в рамках своих ведомственных полномочий. Законопроектная деятельность министерствами проводится, но данное полномочие не закреплено в законе и в этой связи носит бессистемный характер».
Статьей 1 законопроекта предусматривается наделение министерств Донецкой Народной Республики правом разработки необходимых законопроектов в установленной сфере деятельности. В частности, республиканские органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики в пределах предоставленных им полномочий будут иметь право разрабатывать и представлять Главе Донецкой Народной Республики, комитетам и комиссиям Народного Совета Донецкой Народной Республики законопроекты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на то, что республиканские органы исполнительной власти в соответствии с действующей редакцией пункта 4 части 1 статьи 30 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 35-ІНС «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» имеют право разрабатывать законопроекты для их представления в Народный Совет Донецкой Народной Республики по поручению Главы Донецкой Народной Республики.
Считаем, что текущая модель полномочий республиканских органов исполнительной власти в сфере нормотворчества является наиболее эффективной, поскольку Глава Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики является главой исполнительной власти Донецкой Народной Республики и определяет основные направления развития Донецкой Народной Республики. В связи с этим наделение республиканских органов исполнительной власти правом самостоятельно (без поручения Главы Донецкой Народной Республики) разрабатывать законопроекты может повлечь за собой разработку нормативных правовых актов, противоречащих основным направлениям развития Донецкой Народной Республики, определенных Главой Донецкой Народной Республики.
Кроме того, в законопроекте нарушены предписания пунктов 11, 48, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанных Правил.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики не поддерживает представленный законопроект и выступает против его обсуждения и принятия.