Разъяснение Пленума Верховного Суда судам Донецкой Народной Республики по вопросам возникающим при рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотренных ч.4 ст.184, ст.185-4, ч.2 ст.185-6, ст.185-8, ст.185-11 КУоАП

С целью формирования единообразной судебной практики Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики на представление и.о. Генерального прокурора Донецкой Народной Республики Спивака А.А. от 04.04.2017 о даче разъяснений по вопросам, возникающим при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 184, ст. 185-4, ч. 2 ст. 185-6, ст. 185-8, ст. 185-11 Кодекса Украины об административных правонарушениях, постановляет дать судам Донецкой Народной Республики следующие разъяснения.

В соответствии с положениями п. 1 постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 2-22 «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях», с последующими изменениями и дополнениями, на территории Донецкой Народной Республики до принятия Кодекса об административных правонарушениях Донецкой Народной Республики применяется Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП), введённый в действие Постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 07.12.1984№ 8074-10, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 19.11.2013 (основание – Закон Украины 693-V11 от 19.11.2013).

На основании требований п. 8 ч. 1 ст. 255 КУоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью четвёртой статьи 184 КУоАП (совершение несовершеннолетними деяний, содержащих признаки преступления, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом ДНР, если они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность); статьёй 185-4 КУоАП (злостное уклонение свидетеля, потерпевшего, эксперта, переводчика от явки в органы предварительного расследования или к прокурору); частью второй статьи 185-6КУоАП(оставление должностным лицом без рассмотрения представления прокурора, а также несвоевременный ответ на представление); статьёй185-8КУоАП (уклонение от исполнения законных требований прокурора); статьёй 185-11 КУоАП (разглашение сведений о мерах безопасности в отношении лица, взятого под защиту), имеют право составлять следователь, прокурор.

В то же время, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 24 Закона Донецкой Народной Республики от 15.04.2016 № 122-1НС «О прокуратуре Донецкой Народной Республики» (далее – Закон «О прокуратуре Донецкой Народной Республики»), прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.

Таким образом, положения п. 8 ч. 1 ст. 255 КУоАП находятся в противоречии с положениями, закреплёнными ч. 2 ст. 24 Закона «О прокуратуре Донецкой Народной Республики».

Во избежание допущения судебных ошибок при разрешении данного вопроса судам следует руководствоваться положениями ч. 2 ст. 86 Конституции Донецкой Народной Республики, согласно которым законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики, а также требованиями п. 1 Временного порядка осуществления судопроизводства по делам об административных правонарушениях, утверждённого приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 9 января 2015 года № 3од, с последующими изменениями и дополнениями (далее – Временный порядок), в соответствии с которым при рассмотрении дел об административных правонарушениях судам Донецкой Народной Республики в переходный период следует руководствоваться КУоАП в частях, не противоречащих законодательству Донецкой Народной Республики.

Системный анализ приведённого законодательства указывает на то, что правильное решение по вопросу наличия либо отсутствия у сотрудников органов прокуратуры права на возбуждение производства об административном правонарушении, которое начинается с составления протокола об административном правонарушении, находится в плоскости требований ч. 2 ст. 24 Закона «О прокуратуре Донецкой Народной Республики», в связи с чем исключительное право на возбуждение производства об административных правонарушениях, предусмотренных частью четвёртой статьи 184; статьёй 185-4; частью второй статьи 185-6; статьёй 185-8, статьёй 185-11 КУоАП, принадлежит прокурору и его заместителю.

Обратить внимание судов, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью четвёртой статьи 184; статьёй 185-4; частью второй статьи 185-6; статьёй 185-8, статьёй 185-11  КУоАП, в соответствии с положениями ст. ст. 221 КУоАП осуществляется судами общей юрисдикции, а на основании п. 6 Временного порядка – судом по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Одновременно дела об административных правонарушениях, указанных в статье 276 КУоАП, могут рассматриваться также по месту учёта транспортного средства или по месту совершения административного правонарушения.

В соответствии с требованиями п. 8 Временного порядка административные дела указанной категории рассматриваются судьёй единолично. Протокол судебного заседания ведётся только в случае, если суд признает это необходимым.

Срок судебного рассмотрения административных дел указанной категории урегулирован положениями ст. 277 КУоАП и составляет пятнадцать дней со дня получения судом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбуждённых прокурором или его заместителями, судам необходимо в соответствии с требованиями ст. 280 КУоАП тщательно выяснять: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли это лицо административной ответственности, имеются ли смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, причинён или нет материальный ущерб, выяснить иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При этом судам следует обратить внимание на положения п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 24 Закона «О прокуратуре Донецкой Народной Республики», в которых на законодательном уровне закреплено положение о том, что  прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- в установленном законом, указами Главы Донецкой Народной Республики и постановлениями Совета Министров Донецкой Народной Республики порядке требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в части 1 статьи 23 настоящего Закона, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, а также при наличии мотивированного обоснования либо соответствующих процессуальных документов и служебного удостоверения входить на территорию и в помещения вышеуказанных органов в установленном законом, указами Главы Донецкой Народной Республики и постановлениями Совета Министров Донецкой Народной Республики порядке;

- в установленном законом порядке вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

            Также следует обратить внимание судов, что в настоящее время приведённый в Законе «О прокуратуре Донецкой Народной Республики» порядок какими-либо законами, указами Главы Донецкой Народной Республики, постановлениями Совета Министров Донецкой Народной Республики не урегулирован.

 

 

Председатель  Верховного  Суда

Донецкой Народной Республики                                                                  Э.Н. Якубовский

 

 

Секретарь Пленума, судья Верховного

Суда Донецкой Народной Республики                                                          Н.Н. Гуридова