Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Израиля.
Государство Израиль является еврейским и демократическим государством, имеющим свою независимую правовую систему.
Система судопроизводства в Израиле во многом основана на британской модели, а многие нормативные акты времён британского мандата не отменены и по сей день. В период британского мандата в Эрец-Исраэль было три официальных языка – английский, иврит и арабский. Законы составлялись на английском и переводились на иврит и арабский, причем в случае разночтения английская версия считалась основной. Религиозные суды продолжали действовать согласно правовым нормам, принятым в период османского владычества. Согласно пункту 46 Указа британской администрации от 1922 г., в том случае, когда османское или англо-палестинское законодательство либо неприменимо, либо недостаточно, применяется соответствующий закон, действующий в Великобритании, с необходимыми поправками на местные условия.
После провозглашения Государства Израиль все законы формулируются на иврите и официально переводятся на арабский, причем в случае разночтения версия на иврите считается основной. Законы, действующие в религиозных судах, остаются неизменными. Параграф 11 Указа о правилах осуществления власти и судопроизводства от 19 мая 1948 г. гласил: «Право, существовавшее в Палестине на 5 ияра 1948 г., останется в силе постольку, поскольку оно не противоречит настоящему Указу, [...] с изменениями, вытекающими из создания Государства Израиль и его органов власти». В то время как в области общественного права мандатное законодательство было заменено на новое – израильское, данный Указ оставил в силе турецкое и мандатное законодательства в области частного, гражданского и коммерческого права, что позволило израильским законодателям временно не заниматься вопросами, относящимися к этим сферам. Область частного права, регулирующая отношения между отдельными людьми, не считалась особенно важной в государстве, где доминировала идеология коллективизма. Основатели государства надеялись, что благодаря воспитанию норм коллективизма и подчинения интересов личности интересам общества, конфликты между отдельными частными лицами, характерные для буржуазного общества, не будут иметь определяющего значения в Израиле. Если, тем не менее, отдельные конфликты проявятся, их можно будет разрешить вне рамок юридической системы – в киббуцах, производственных кооперативах, в партиях и т. п.
Область судопроизводства была одной из немногих сфер общественной жизни, где руководители еврейского ишува в период британского мандата не создали систему учреждений, альтернативную мандатной администрации. В переходный период между принятием решения о разделе Палестины и провозглашением независимости Израиля созданию системы судопроизводства будущего государства также не уделялось должного внимания. Руководство ишува сконцентрировало большую часть усилий на организации исполнительных структур власти и создании боеспособной армии. В Декларации независимости Государства Израиль говорится о законодательной и исполнительной власти, но совершенно не упоминаются судебные органы. В Указе о правилах осуществления власти и судопроизводства также не были определены структура, полномочия и персональный состав судебной системы в отличие от остальных органов власти. В параграфе 17 этого Указа было лишь сказано: «Пока не издан новый закон о судах, суды на территории государства будут продолжать функционировать в рамках полномочий, предоставленных им законом». Процесс формирования органов исполнительной и законодательной власти занял около трех лет; процесс формирования судебных органов был еще более длительным и продолжался фактически до 1953 г.
Преемственность судебной системы было весьма трудно осуществить в низших инстанциях и абсолютно невозможно провести в жизнь на уровне Верховного суда. Британские мандатные власти оставили после себя запутанную структуру, включавшую суды низшей инстанции (так называемые «мировые суды»), созданные еще турками, Верховный суд, призванный повысить влияние английских судей на всю юридическую систему Палестины, а также окружные суды с не вполне определёнными задачами и полномочиями. Около половины судей окружных судов и примерно две трети судей судов низших инстанций были англичанами и арабами. Из семи судей Верховного суда в период британского мандата лишь один был евреем – Г. Фрумкин. Некоторые из судов, в сфере юрисдикции которых находились еврейские поселения, располагались в арабских городах или кварталах, куда еще до вторжения арабских армий евреям не было доступа. Фактически мандатная судебная система распалась еще в последние месяцы мандатного управления, а после создания Государства Израиль она была воссоздана заново.
В августе 1953 г. Кнессетом был принят Закон о судьях, устанавливавший, что судьи всех трёх инстанций назначаются президентом государства на основании рекомендации комиссии, состоящей из председателя и еще двух членов Верховного суда, двух министров, включая министра юстиции, двух депутатов Кнессета и двух представителей Коллегии адвокатов. Создание комиссии, большинство членов которой были профессиональными юристами, а не политиками, ограничило прямое вмешательство Кнессета и правительства в процесс назначения судей. Таким образом, после 1953 г. профессиональные качества являются определяющим критерием при назначении судей. И этот процесс не связан с партийным или социальным представительством, как, например, в США. Закон о судьях также закрепил независимость – как структурную, так и личную, – судей от других органов власти.
Израильская судебная процедура во многом аналогична принятой в английском суде, с той разницей, что в израильском суде нет присяжных. Слушание дела ведётся в форме прений между истцом и ответчиком или (в уголовном процессе) между обвинением и защитой, в то время как судья выносит решение на основании свидетельств и доводов, представленных в ходе слушания. В отличие от английского суда в израильском суде дающий показания не приводится к присяге (с 1980 г.), однако он официально предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Основные принципы судопроизводства
· Принципы судопроизводства Израиля уходят своими корнями в Тору (Пятикнижие), где говорится: «Не совершайте несправедливости на суде, не будь снисходителен к нищему и не угождай знатному: по правде суди ближнего своего» (Ваикра 19:15). Создавая судебные органы, Моисей определил требования к судьям: «выслушивайте братьев ваших и судите справедливо каждого с братом его и с пришельцем его. Не давайте никому предпочтения: как малого, так и великого выслушивайте; не бойтесь никого…» (Дварим 1:16-17).
· Согласно Декларации независимости Государство Израиль «будет зиждиться на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с предначертаниями еврейских пророков». Этот принцип также закреплён в Законе об основах права: «если суд рассматривает юридический вопрос, не имеющий решения в законодательстве, в судебных прецедентах или применении аналогии, он должен выносить решение в соответствии с принципами свободы, справедливости, равенства и мира, заложенными в наследии еврейского народа».
· Основной закон о порядке судопроизводства гарантирует судьям независимость при исполнении судебных полномочий. В законе сказано: «лицо, наделённое судебной властью, в отправлении своих судебных полномочий не подчинено никому и ничему, кроме закона». Судьи также обладают широкой личной независимостью: их должность постоянна, они могут занимать её до семидесятилетнего возраста и, кроме исключительных случаев, они не могут быть смещены. Судьям гарантированы зарплата, условия службы и личная неприкосновенность.
· В соответствии с Законом о судах обеспечивается публичность судопроизводства. Заседания суда при закрытых дверях допускаются лишь в случаях, оговоренных в законе, когда речь идёт о государственной безопасности, защите интересов несовершеннолетнего, семейных отношениях и в некоторых других случаях.
Верховный суд
Расположенный в Иерусалиме Верховный суд является высшей судебной инстанцией Израиля, его юрисдикция распространяется на всю территорию государства. Кроме того, Верховный суд выступает в роли Высшего Суда Справедливости (БАГАЦ).
Юрисдикция Верховного суда распространяется на всю территорию государства. Решения, принятые Верховным судом, являются обязательными для всех нижестоящих судов.
Судьи Верховного суда, как и судьи низших судебных инстанций, назначаются президентом Израиля по представлению Комиссии по избранию судей, состоящей из девяти членов. В состав комиссии входят трое судей Верховного суда, включая Председателя Верховного суда; двое министров, включая министра юстиции; двое депутатов Кнессета; двое членов Коллегии адвокатов. Для принятия решения о назначении судьи, как правило, требуется большинство, состоящее из семи или более членов Комиссии. Поэтому каждые её три члена (например, все судьи) могут накладывать вето на то или иное назначение.
В Верховном суде судьи назначаются на постоянную должность и пребывают в своих полномочиях до достижения возраста 70 лет, после которого уходят в отставку. Во главе суда стоит Председатель Верховного суда, в настоящее время в состав суда входят 15 судей. В некоторых случаях в Верховный суд может назначаться небольшое количество судей на временную должность.
Верховный суд Израиля функционирует на основании Основного закона о суде.
Высший Суд Справедливости (БАГАЦ) пользуется широкими полномочиями по отношению к исполнительной, законодательной и судебной системам и воспринимается в Израиле как инструмент защиты граждан перед властями.
Полномочия Верховного суда
Верховный суд Израиля выполняет четыре основных функции:
· он является Высшим судом Справедливости, то есть судом, который рассматривает иски против государства, общественных организаций, а также любое дело, которое, согласно мнению суда, является нарушением справедливости;
· он является органом обжалования постановлений окружных судов;
· он также может подвергнуть повторному рассмотрению свои собственные постановления, если сочтёт их достаточно важными, в более широком судейском составе;
· он может назначить повторный суд по уголовному делу, если было обнаружено, что доказательства по этому делу были ложными или поддельными, или были обнаружены новые доказательства, или есть серьёзные основания полагать, что предыдущее решение было несправедливым. Повторный суд может быть назначен как в Верховном, так и в окружном суде.
Полномочия в качестве Высшего Суда Справедливости
Согласно принятой практике, закреплённой в одном из положений Основного закона о судопроизводстве, функции контроля за соблюдением законов государственными институтами возложены на Верховный суд, выступающий в таком случае как Высший суд справедливости (БАГАЦ). С течением времени, с распространением практики отмены принятых Кнессетом законов как не соответствуюших Основным законам, БАГАЦ фактически утвердил себя в качестве конституционного суда, несмотря на отсутствие законодательных актов в этой сфере. Функционирование БАГАЦ в этом качестве подчиняется следующим принципам:
· Верховный суд Израиля лишён права предварительного конституционного контроля над законопроектами в процессе их подготовки;
· Суд не наделен функцией «абстрактного контроля», которая подразумевает возможность подачи запроса в суд о конституционности принятых законов и других нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях;
· Верховный суд подчиняется принципу «связанной инициативы» – он не вправе рассматривать вопрос о конституционности нормативных актов, в том числе законов, по собственной инициативе;
· Верховный суд обладает исключительным правом конкретного (инцидентного) контроля, который предусматривает, что вопрос о конституционности закона или подзаконного акта ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством.
В большинстве судебных слушаний коллегия судей Верховного суда состоит из трёх человек. Некоторые вопросы решаются одним судьей, а при дополнительном слушании коллегия состоит из пяти или большего числа судей. В любом случае в состав суда должно входить нечётное число судей.
Судьи Верховного суда, как и другие судьи судов общей юрисдикции, назначаются Комиссией по избранию судей, состоящей из девяти членов. В состав комиссии входят председатель Верховного суда и ещё двое судей этого суда. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, оговорены законом. Число судей Верховного суда определяется решением Кнессета.
Во время создания Верховного суда в его состав входили 5 судей и ещё две вакансии оставались свободными. В настоящее время полный состав Верховного суда включает в себя 15 судей. С момента открытия Верховного суда и до 2011 года его членами были 60 судей.
Апелляционный суд
Основная работа апелляционного суда заключается в рассмотрении судебного решения административного суда и, в случае возможности, пересмотре данного решения. Разумеется, такие действия могут быть выполнены только согласно нормам административного права и после изучения всех возможных обоснований.
Во время данной работы изучаются такие параметры, как справедливость вынесенного до этого решения, его пропорциональность и соразмерность совершённому проступку, а так же был ли причинён этим решением ущерб кому бы то ни было. С особой тщательностью проверяются мотивы возможной дискриминации по любому признаку при вынесении решения и, разумеется, соблюдение всех процессуальных норм.
Еще одним важным пунктом при рассмотрении дел апелляционным судом является проверка действий административного суда по совокупности всех вышеперечисленных факторов и учёт надлежащего баланса в конкретно данном вопросе.
Работа апелляционного комитета
Чаще всего при апелляции стороны повторно выкладывают свои доводы в суде. Рассмотрение дела проходит в режиме судебных слушаний. Стороны могут быть представлены адвокатами или другими уполномоченными лицами.
Порядок слушаний и ведения работы
По результатам ознакомления с делом судья подтверждает или опровергает готовность его к слушаниям. Если все в порядке, то назначается дата начала слушаний. С другой стороны, если что-то не так, даётся время для исправления.
Во втором случае, если время, выделенное для переподготовки материала, закончилось, но исправленное дело не появилось перед судьей или была повторная отсрочка, после которой дело опять оказалось «не готово», судья может принять решение незамедлительно, сразу после окончания выданного им срока
Если по результатам слушаний дела есть вероятность ареста или заключения под стражу, то такие дела согласовываются с государственной службой исполнения наказаний.
Каждое дело проводится только в специально отведённое время. Невозможно назначить несколько дел на одно и то же время. Если требуется, то в заключение слушания судья может назначить дату нового заседания. Это касается дел, в которых требуется рассмотрение иных документов, не приложенных к первому рассмотрению. Промежуток между рассмотрениями не может затягиваться без очень основательных причин для этого.
Если одна из сторон не явилась в суд и не уведомила его о своём отсутствии и причинах на то, судья принимает решение самостоятельно, при условии соблюдения всех правил и законов.
Залог (гарантия)
Судья может вынести решение, в котором определяет размер залога, необходимого для внесения, в случае, если дело имеет возможность такого предварительного разрешения. Размер залога определяется судьей.
Если судом был наложен запрет, то может быть предусмотрена возможность предоставления залога по иным обстоятельствам, которые также может посчитать уместными судья в конкретном деле. Размер залога, как и в первом случае, также определяется судьей.
Сторона, которая подала апелляцию, должна предоставить суду документальные подтверждения о внесении залога, если так определил суд. Залог вносится в депозиты отделений МВД. В случае невнесения залога по решению суда и при отсутствии соответствующих документов судья может вынести решение на свое усмотрение.
Освобождение из-под стражи
Если по результатам предыдущего заседания было вынесено решение о заключении под стражу, апелляционный суд должен учитывать все соображения о необходимости поддержания или отмены данного решения. Апелляционный суд обязан рассмотреть все материалы, касающиеся ареста или заключения под стражу.
Принятие решения
Апелляционный суд должен выносить решения по делам в максимально короткие сроки, чтобы завершать производство. Решение апелляционного суда высылается всем сторонам конфликта.
Отсрочка исполнения
Если была подана апелляция, судья может приостановить исполнение решения, поданного на апелляцию на определённый срок. Данное решение принимается на усмотрение судьи.
Если начались слушания по апелляции, то полномочиями отсрочить исполнение решения обладает только судья.
Окружной суд
Окружной суд является судом первой инстанции по вопросам, не входящим в юрисдикцию мирового суда, и апелляционным судом, рассматривающим апелляции на решения мировых судов округа. Прецедентные решения окружного суда имеют рекомендательный характер для всех мировых судов округа. Во главе окружного суда стоит его председатель. Как правило, судебное слушание суда первой инстанции ведёт один судья. В случаях, когда речь идёт об апелляции или об особо тяжких преступлениях (убийстве, изнасиловании, преступлениях против госбезопасности и других), коллегия судей состоит из трёх человек.
В Израиле действуют 6 окружных судов, каждый из которых обладает юрисдикцией в своём округе. На округ Иудеи и Самарии территориальная юрисдикция израильских общих судов не распространяется. В округе действует израильский военный суд, а также продолжают функционировать местные суды, существовавшие здесь до 1967 года. Военные суды и общие суды первой и второй инстанции имеют параллельную юрисдикцию в отношении израильских граждан, и их дела, как правило, ведутся в мировом или окружном суде.
В качестве суда первой инстанции окружной суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, не находящиеся в компетенции мирового суда, а также административные дела в соответствии с Законом о суде по административным вопросам. В частности, он рассматривает гражданские иски на суммы свыше 2,5 миллионов шекелей и уголовные дела, предусматривающие заключение на срок не менее семи лет, а также такие вопросы, как собственность на недвижимость, банкротство, ликвидация компаний, жалобы заключённых. В компетенцию окружного суда входят все вопросы, не находящиеся в исключительной юрисдикции другого суда, однако, если вопрос находится в параллельной юрисдикции другого суда, окружной суд не всегда имеет приоритет перед ним.
В качестве апелляционного суда окружной суд выступает как вторая инстанция, рассматривающая апелляции на постановления мирового суда, а также апелляции на решения административных трибуналов и решения глав бюро судебного исполнения.
Суд по административным вопросам
Окружной суд может заседать в качестве суда по административным вопросам, рассматривая ходатайство частного лица против государственного ведомства, апелляцию на решение госучреждения или административный иск. К государственным ведомствам относятся органы государственной власти и местного самоуправления, а также другие органы и должностные лица, правомочные осуществлять государственные функции. Список ходатайств, апелляций и исков, входящих в компетенцию административного суда, приводится в приложениях к Закону о суде по административным вопросам. Административные вопросы, не перечисленные в Законе, рассматриваются Верховным судом, заседающим в качестве БАГАЦа. Процедура суда по административным вопросам и предоставляемая им судебная защита аналогичны тем, которые практикуются в БАГАЦе.
Следует отметить, что принцип верховенства закона накладывает ограничения не только на граждан демократического государства, но и на его органы власти. В соответствии с этим принципом органам государственной власти разрешено только то, что определено законом, в то время как частному лицу дозволено всё, что не запрещено законом.
Ходатайства в административный суд могут быть, к примеру, связаны с вопросами арноны (муниципальных налогов), образования, разрешений на ведения бизнеса, проведения тендеров и другими вопросами. Апелляция может быть подана на некоторые решения государственных ведомств, решения, которые опираются на Закон о планировании и строительстве, Закон об электричестве, Закон о контроле над школами, Закон о въезде в Израиль и на другие законы. В настоящее время определены только два вида исков: требование компенсации, связанное с проведением тендера, и представительский (групповой) иск против государственного ведомства.
Мировые суды
Учреждение мировых судов, определение территории их юрисдикции, их местопребывание и число судей находятся в компетенции министра юстиции. Юрисдикции мирового суда подлежат дела, наказание по которым не превышает трех лет тюремного заключения. В настоящее время в Израиле действуют тридцать мировых судов: два – в Иерусалимском округе, три – в Тель-Авивском округе, пять – в Хайфском округе, шесть – в Центральном округе, восемь – в Северном округе и шесть – в Южном округе.
Министр юстиции может, проведя консультацию с местными органами власти, учредить местный суд или уполномочить мировой суд заседать в качестве местного суда. Юрисдикции местного суда подлежат правонарушения, подпадающие под статуты муниципалитетов и местных советов и под Закон о планировании и строительстве от 1965 г., а также под вытекающие из них подзаконные акты. Суд по местным делам рассматривается как мировой, и на него распространяется Закон о мировых судах. Местные суды действуют в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Тель-Авивском и Центральном округах.
Министр юстиции может уполномочить мировой суд заседать в качестве суда по мелким искам. Максимальный размер исков, рассматриваемых в таких судах, устанавливается министром юстиции с одобрения комиссии Кнессета по вопросам конституции, права и судопроизводства.
Решение местного суда может быть обжаловано в окружном суде.
Суд по семейным делам
Суд по семейным делам рассматривает семейные споры и, в частности, такие вопросы, как содержание детей, алименты, опекунство, усыновление, наследство, раздел имущества, расторжение брака между исповедующими разную веру. Параллельную юрисдикцию по некоторым из этих вопросов имеют религиозные суды, наделённые также исключительной юрисдикцией в вопросах брака и развода между людьми одной веры. До принятия Закона о суде по семейным делам и создания судов по семейным делам в 1995 году вопросы семейного права были в компетенции окружных судов.
В начале 2011 года действовало 14 судов по семейным делам. Это позволило сосредоточить под одной крышей весь комплекс вопросов, связанных с семейными конфликтами. Судьи, заседающие в этих судах, обладают специальными знаниями в семейном праве. При суде действует служба помощи, в которой работают психологи, социальные работники и психиатры. Апелляции на решения суда по семейным делам рассматриваются окружным судом.
При рассмотрении некоторых вопросов суд по семейным делам принимает во внимание доклад так называемого «пакид саад» – социального служащего, обладающего широкими полномочиями. Действия и рекомендации этих социальных работниц нередко вызывают серьёзную критику общественных организаций.
Суд по трудовым конфликтам
Закон о судах по трудовым конфликтам от 1969 г. установил особую систему судов, состоящую из региональных судов и Национального суда по трудовым конфликтам (в нем работает шесть судей; глава – судья С. Адлер). Наряду с судьями, назначаемыми согласно той же процедуре, что и судьи гражданских судов, в судах по трудовым конфликтам заседают представители наёмных работников и работодателей, назначаемые на три года министром юстиции и министром труда по согласованию с профсоюзными организациями и работодателями. Закон требует, чтобы представители общественности, заседающие в Национальном суде по трудовым конфликтам (но не в региональных судах), обладали опытом работы в сфере трудовых соглашений, экономики и т. п. либо были или имели право быть членами Коллегии адвокатов. Закон обеспечивает независимость общественных представителей, предусматривая, что в своей судебной деятельности они подчиняются только закону и что при исполнении своих обязанностей в качестве члена суда по трудовым конфликтам представитель общественности должен руководствоваться своей совестью, а не лояльностью организации, для представления интересов которой он был назначен.
Исключительно окружным судам по трудовым конфликтам (их в настоящее время существует пять) подсудны тяжбы между работником и работодателем (кроме дел, подпадающих под Закон о гражданских правонарушениях); конфликты по вопросам толкования, выполнения или невыполнения коллективного договора; дела, относящиеся к льготам, согласно Закону о льготах на государственной службе от 1970 г., и искам, согласно Закону о национальном страховании, и т. п.
Юрисдикции Национального суда подлежат конфликты по поводу коллективных договоров, не относящиеся к ведению региональных судов, конфликты между организациями работодателей либо между организациями наемных работников по вопросам трудовых отношений, апелляции на решения врачебно-трудовых комиссий, а также рассмотрение апелляций на решения региональных судов.
Транспортные суды
Транспортные судьи назначаются Комиссией по назначению судей, и их число устанавливается министром юстиции по согласованию с министром транспорта. Кандидатами на пост транспортных судей могут быть лица, внесённые или имеющие право быть внесёнными в список членов Коллегии адвокатов, компетенция которых в области транспортных вопросов признана Комиссией достаточной для слушания дел о транспортных правонарушениях.
Юрисдикции транспортных судей подлежат правонарушения, перечисленные в Законе о дорожном транспорте и вытекающих из него подзаконных актах, Законе о страховании автомашин и т.п. В отношении правонарушений, находящихся в компетенции транспортного судьи, он располагает статусом и полномочиями мирового судьи. Существование транспортных судей не умаляет полномочий других судей в разборе транспортных правонарушений.
Арбитраж
Согласно Закону об арбитраже от 1969 г. арбитражный договор определяется как письменное соглашение о направлении на арбитраж конфликта, возникшего между договаривающимися сторонами или могущего возникнуть между ними в будущем, независимо от того, указан или нет в договоре арбитр. Если арбитр не назначен в арбитражном договоре, суд по ходатайству одной из сторон может назначить арбитра. Арбитр, согласившийся на свое назначение, обязан быть лояльным по отношению к обеим сторонам, в противном случае пострадавшая сторона может потребовать компенсацию, причитающуюся за нарушение договора. Суд может отстранить арбитра, если обнаружилось, что он недостоин доверия сторон, либо его поведение в ходе арбитража влечёт задержку в отправлении правосудия, либо он не способен выполнять возложенные на него обязанности. Услуги арбитра и покрытие его расходов оплачиваются тяжущимися сторонами, если из арбитражного договора не следует иное.
По ходатайству одной из сторон суд может утвердить арбитражное решение, которое в этом случае во всех отношениях, за исключением апелляции, рассматривается как постановление суда.
ий и некоторых судей.
Суд по мелким искам
Частное лицо может подать гражданский иск в суд по мелким искам при условии, что сумма иска небольшая, то есть не превышает установленного законом предела. Ответчиком может быть частное лицо, торговое предприятие, корпорация или другое юридическое лицо. В начале 2011 года максимальная сумма иска составляла 31 900 шекелей (время от времени эта сумма может меняться).
Полномочия суда по мелким искам оговорены в Законе о судах. Отличительной особенностью этих полномочий является то, что суд вправе принять доказательство, недопустимое в обыкновенном суде по гражданским делам, а также упростить судебную процедуру, если это содействует принятию быстрого и справедливого решения. В суде по мелким искам стороны обычно сами защищают свои интересы. Суд может разрешить представителю выступать от имени одной из сторон, но при условии, что тот представляет сторону безвозмездно и не занимается представительством на регулярной основе. Как правило, стороны не могут быть представлены адвокатом, однако, если для этого существуют особые основания, суд может разрешить и такое представительство. Окончательное решение суда по мелким искам можно обжаловать в окружном суде, но для этого необходимо получить разрешение судьи.
Суд по местным делам
В юрисдикцию суда по местным делам входят правонарушения, которые установлены законами и подзаконными актами, связанными с работой органов местной власти (муниципалитетов, местных советов). К этим законам относятся Указ о муниципалитетах и Указ о местных советах (изданные впервые во времена британского мандата), Закон о планировании и строительстве и другие законы, список которых приводится в дополнение к Закону о судах. Из подзаконных актов следует отметить вспомогательные муниципальные законы, принимаемые органами местного самоуправления и утверждаемые министром внутренних дел. Вспомогательные муниципальные законы действуют на территории местной власти, принявшей этот подзаконный акт. Примерами правонарушений местного характера могут служить незаконное строительство, невыполнение условий разрешения на ведение бизнеса, неправильная парковка, нарушение Закона об обязательном образовании, нарушение требований ветеринарной службы.
Полномочия суда по местным делам оговорены в Законе о судах. Мировой суд имеет параллельную юрисдикцию по делам, которые рассматривает суд по местным делам. В некоторых городах, например Кармиэле, Ариэле, Бат-Яме,Маале-Адумим, действуют суды по местным делам, хотя в них нет мирового суда. Юрисдикция некоторых судов по местным делам распространяется на несколько городов и местных советов (например, юрисдикция суда в Кирьят-Бялике распространяется на Кирьят-Моцкин, Нешер, Кирьят-Тивон и на другие районы). В местах, где не были учреждены суды по местным делам, правонарушения местного характера могут быть рассмотрены мировым судом. Наказанием за правонарушения местного характера чаще всего является штраф. Права на подачу апелляции установлены такие же, как и в мировом суде.
Комиссии по расследованию
Согласно Закону о комиссии по расследованию от 1968 г. (сменившему аналогичный мандатный закон от 1921 г.) правительство может принять решение о создании специальной юридической комиссии для расследования определённого вопроса или комплекса вопросов. В случае такого решения правительство должно уведомить об этом председателя Верховного суда, который назначает председателя комиссии. Членами комиссий, каждая из которых создается специально для рассмотрения и изучения конкретного, заранее сформулированного вопроса, являются судьи Верховного или окружного суда, общественные деятели, отставные военные и дипломаты, профессора. Сообщение об учреждении комиссии по расследованию, о предмете расследования и список членов комиссии публикуются в «Ведомостях», если правительство, с одобрения комиссии Кнессета по иностранных делам и обороне, не постановляет засекретить создание такой комиссии.
Председатель комиссии по расследованию обладает полномочием вызвать любое лицо для дачи показаний и потребовать от него передать комиссии документы или другие вещественные доказательства, которыми это лицо располагает. Показания, данные перед комиссией, равно как и отчёт комиссии, не служат свидетельством в судебном разбирательстве. В случае, если комиссия придёт к заключению, что некоему лицу может быть нанесён ущерб расследованием или его результатами, председатель комиссии обязан уведомить это лицо, предоставив ему (или его адвокату) возможность ознакомиться с порочащим его материалом. Лицо, уведомленное таким образом, может либо лично посещать заседания комиссии, либо назначить адвоката делать заявления перед комиссией и допрашивать свидетелей.
Как правило, комиссия заседает публично, однако она может принять решение о проведении части или всех своих заседаний при закрытых дверях, если сочтёт это необходимым в целях безопасности государства, во избежание ущерба международным отношениям страны, для ограждения интересов какого-либо лица и т.п. По завершении работы комиссия представляет правительству отчёт о результатах расследования и, если находит необходимым, рекомендации для исправления положения. Отчёт комиссии публикуется полностью, если комиссия по той или иной причине не решает воздержаться от его публикации или публикации некоторых его частей.
За всю историю Государства Израиль государственные комиссии создавались крайне редко, но их отчёты всегда оказывали огромное влияние на политическую жизнь страны. Достаточно вспомнить общественный резонанс, который вызвали обнародованные отчёты созданной после Войны Судного дня (1973 г.) государственной комиссии во главе с судьей Ш. Агранатом или Государственной комиссии во главе с судьей И. Каханом, созданной после событий в Сабре и Шатиле (1982 г.). В последние годы наибольшую известность получили государственная комиссия во главе с судьей М. Шамгаром, созданная после убийства И. Рабина (1995 г.), и комиссия во главе с судьей Т. Ором, расследовавшая столкновения между силами полиции и арабскими демонстрантами в октябре 2000 г.
Религиозные суды
В Израиле действуют раввинатский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т.п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с юрисдикцией окружных судов. Управление религиозными судами находится в ведении Министерства по делам религий (в настоящее время планируется передача данных полномочий в ведение Министерства юстиции).
Квалификационные данные судей, порядок их назначения, время пребывания в должности, жалованье и вознаграждение регулируются для раввинского суда Законом о даянах от 1955 г., для мусульманского суда – Законом о кади от 1961 г., для друзского суда – Законом о друзских религиозных судах от 1962 г. Постановления этих законов, с соответствующими необходимыми изменениями, аналогичны постановлениям о судьях в сводной редакции Основного закона о судебной системе и Закона о судьях от 1984 г.
Раввинские суды
Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г. еврейский религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и развода евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов или содержания жене и детям, в исках евреек о халице (см. Левиратный брак и халица) против их деверей. В делах по опекунству, усыновлению, управлению имуществом, наследованию и т.п. компетенция раввинского суда совпадает с таковой окружного суда, куда дело может быть передано по желанию заинтересованных сторон. Раввинские суды имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и внутренним управлением религиозного имущества и религиозными пожертвованиями, учреждёнными и зарегистрированными в раввинском суде согласно еврейскому праву.
Если, согласно приговору раввинского суда, муж обязан дать развод жене, или жена обязалась принять развод от мужа, или мужчина обязан дать халицу вдове своего брата, но отказывается выполнить приговор, окружной суд по ходатайству генерального прокурора может привести решение в исполнение путём лишения отказчика свободы, пока тот не согласится выполнить принятое судом постановление.
Мусульманский, христианский и друзский религиозные суды
Исключительной юрисдикции этих судов подлежат все вопросы личного статуса мусульман, христиан и друзов – граждан Израиля, кроме усыновления, правопреемства, завещания и наследства. Во всех этих вопросах компетенция религиозных судов совпадает с таковой окружных судов. Исключительной юрисдикции мусульманских, христианских и друзских судов подлежат вопросы, связанные с управлением культовым имуществом и религиозными пожертвованиями, зарегистрированными в мусульманском, христианском или друзском религиозном суде, или в соответствии с друзским религиозным обычаем.
Если иск по гражданскому состоянию затрагивает лиц различных вероисповеданий, председатель Верховного суда решает, на рассмотрение какого суда передать дело.