Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики» № 1297-ВК

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «закрепление порядка исполнения Арбитражным судом Донецкой Народной Республики переданных ему поручений иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и другие), которые обязательны к исполнению согласно статье 280 АПК ДНР».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что основой для его разработки послужил Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законопроектом предлагается внести изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики (далее – АПК ДНР), а именно дополнить его статьей 681 следующего содержания:

«Статья 681. Порядок выполнения судебного поручения

1. Судебное поручение выполняется в судебном заседании Арбитражного суда Донецкой Народной Республики по правилам, установленным настоящим Кодексом. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к проведению заседания, если это не противоречит существу поручения.

2. О выполнении судебного поручения выносится определение, которое со всеми материалами, собранными при выполнении судебного поручения, немедленно пересылается в арбитражный суд, направивший судебное поручение.

При невозможности выполнения судебного поручения по причинам, не зависящим от суда, на это указывается в определении.

3. Лица, участвующие в деле, свидетели, эксперты, специалисты, давшие объяснения, показания, заключения или консультации арбитражному суду, выполнявшему судебное поручение, в случае своего участия в судебном заседании арбитражного суда, рассматривающего дело, дают объяснения, показания, заключения и консультации в общем порядке».

Данная статья является аналогичной статье 74 АПК РФ.

В то же время, статья 74 АПК РФ определяет порядок выполнения судебного поручения, направленного в арбитражный суд в соответствии с положениями статьи 73 «Судебные поручения» АПК РФ.

Так, статья 73 АПК РФ закрепляет следующее:

«1. Арбитражный суд, рассматривающий дело, в случае невозможности получения доказательств, находящихся на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьей 66 настоящего Кодекса, вправе поручить соответствующему арбитражному суду произвести определенные процессуальные действия.

2. О поручении произвести определенные процессуальные действия выносится определение.

В определении кратко излагается содержание рассматриваемого дела, указываются обстоятельства, подлежащие выяснению, доказательства, которые должен получить арбитражный суд, выполняющий поручение.

Копия определения направляется в суд, которому дано судебное поручение.

3. Определение о судебном поручении обязательно для арбитражного суда, которому дано поручение, и должно быть выполнено не позднее чем в десятидневный срок со дня получения копии определения».

Обращаем внимание на то, что статья 73 АПК РФ регулирует институт судебных поручений. Данные поручения возникают в случаях, когда арбитражному суду необходимо, чтобы на территории другого субъекта были произведены определенные процессуальные действия, целью которых является получение доказательств.

Поскольку в Российской Федерации действует принцип территориальной юрисдикции, арбитражный суд одного субъекта Российской Федерации не вправе совершать процессуальные действия на территории другого субъекта Российской Федерации. Следовательно, требуется некая форма их взаимодействия, которая и закреплена в указанных статьях.

Кроме того, что касается судебных поручений компетентному органу иностранного государства, в том числе о судебном извещении иностранного лица, находящегося (проживающего) вне пределов Российской Федерации и участвующего в деле, или о совершении отдельного процессуального действия, то они регулируются международными договорами Российской Федерации (например «Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам», заключенной в городе Гааге 18.03.1970 (Федеральный Закон Российской Федерации от 12.02.2001 № 11-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам»)).

Именно в данных международных договорах и прописываются правила для обеспечения передачи и исполнения судебных поручений (требования по предоставлению реквизитов; назначению органа, на который возлагается обязанность принятия и передачи судебных поручений информация для корректного исполнения судебного поручения, а также разрешаются вопросы относительно расходов при исполнении судебных поручений и т.д.) уполномоченными органами, которые отсутствуют в АПК ДНР.

Кроме того, при отсутствии конкретных международных договоров невозможно прийти к выводу о том, какие государства смогут направлять судебные поручения в Донецкую Народную Республику.

В связи с этим предлагаемые разработчиком изменения в АПК ДНР лишь частично регламентируют порядок выполнения судебного поручения и могут быть реализованы только при наличии соответствующего международного договора, а также не решают проблематику исполнения Арбитражным судом Донецкой Народной Республики и иными государственными органами Донецкой Народной Республики переданных им поручений компетентных органов иностранных государств.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.