Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 81 Закона «О государственной гражданской службе» № 1281-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 81 Закона Донецкой Народной Республики «О государственной гражданской службе» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской основной целью законопроекта является закрепление в переходных положениях Закона Донецкой Народной Республики от 15.01.2020 № 91-ІІНС «О государственной гражданской службе» (далее – Закон № 91-ІІНС) возможности в период действия военного положения заключать с государственным гражданским служащим срочный трудовой контракт на срок до одного года.

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что идентичная норма закреплена в части 5 статьи 21 Закона Луганской Народной Республики от 03.07.2015 № 28-II «О государственной гражданской службе Луганской Народной Республики».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Законопроектом предлагается внести изменение в статью 81 Закона № 91-ІІНС, дополнив ее частью 7 следующего содержания:

«В период действия военного положения для замещения должности гражданской службы допускается заключение с гражданским служащим срочного служебного контракта на срок менее одного года».

Стоит отметить, что изменение в предложенной редакции будет нарушать принципы государственной гражданской службы, закрепленные в статье 4 Закона № 91-ІІНС.

Так, в пунктах 3 и 5 данной статьи закрепляются такие принципы как: «обеспечение равного доступа граждан к гражданской службе и равные условия ее прохождения…», «стабильность гражданской службы».

Обращаем внимание на то, что в целях реализации принципа равного доступа граждан к государственной гражданской службе установлен специальный порядок поступления и прохождения гражданской службы, в соответствии с которым поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется на конкурсной основе.

В свою очередь, в пояснительные записке к законопроекту указано, что законопроект разработан для «закрепления возможности работодателя на время действия военного положения заключать с гражданским служащим срочный трудовой контракт на краткосрочный период, что даст возможность оформлять соискателей на государственную службу временно, с последующим трудоустройством на постоянной основе».

На основании изложенного не представляется возможным сделать вывод о том, каким образом будет обеспечиваться последующее трудоустройство на постоянной основе.

В то же время, последующее трудоустройство предполагает объявление и проведение конкурса, с победителем которого заключается бессрочный служебный контракт. Победителем конкурса может стать гражданин, ранее временно не замещавший данную должность.

Стоит также обратить внимание на то, что принцип стабильности гражданской службы зависит от стабильности правовых основ ее функционирования в системе государственной службы, с одной стороны, и от стабильности кадрового состава гражданских служащих, с другой стороны.

Вместе с тем, целям обеспечения стабильности гражданской службы подчинены нормы Закона № 91-ІІНС, одной из которых является ограничение срока и перечня случаев заключения срочного служебного контракта (статья 27 Закона № 91-ІІНС).

Отдельно необходимо отметить, что подготовка документов для заключения срочного контракта занимает неопределенный срок и может продлиться более 2 месяцев (справка о наличии (отсутствии) судимости выдается в течение одного месяца, результаты проверки Министерства государственной безопасности поступают и по истечению двух месяцев), в связи с чем быстрее провести конкурс за замещение вакантной должности государственной гражданской службы, чем заключить с лицом срочный служебный контракт.

Помимо вышеуказанного, возможны случаи злоупотребления предлагаемой нормой работодателем, который в свою очередь будет иметь возможность заключать срочные контракты на срок до 1 года и оказывать давление на принимаемые решения конкретного лица.

В связи с этим, осознавая инициативу и значимость законопроекта, целесообразно его доработать в контексте закрепления:

1) перечня случаев, при которых возможно заключение срочного служебного контракта на срок менее одного года (назначение на должность впервые и т.п.);

2) процедуры «переназначения» на неопределенный срок;

3) положений антикоррупционной направленности.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть указанные замечания и предложения.