В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О виноградарстве и виноделии» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «установление правовых, организационных, технологических и экономических основ в сфере производства, оборота и потребления продукции виноградарства и винодельческой продукции, определение форм, условий и порядка осуществления государственной поддержки в данной сфере, установление полномочий, в том числе контрольных, органов государственной власти и местного самоуправления, а также правового положения лиц, осуществляющих деятельность в сфере виноградарства и виноделия».
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (далее – Закон № 468-ФЗ).
Следовательно, законопроект соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Обращаем внимание на то, что законопроектом в отличие от Закона № 468-ФЗ не регулируются вопросы производства, оборота и потребления коньяка, который также является продукцией виноградарства.
В связи с этим предлагаем законопроект дополнить положениями о производстве, обороте и потреблении коньяка.
Частью 3 статьи 5 законопроекта предусмотрено, что «финансирование мероприятий государственной поддержки в сфере виноградарства и виноделия, предусмотренных главой 5 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с законом о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики».
Стоит отметить, что до настоящего времени указанный закон не принят, а в заключительных и переходных положениях законопроекта не содержатся предписания о возможности финансирования мероприятий государственной поддержки в сфере виноградарства и виноделия за счет иных источников, в связи с чем государственная поддержка в сфере виноградарства и виноделия не может быть реализована на практике.
С учетом изложенного часть 3 статьи 5 законопроекта нуждается в дополнительном согласовании с профильными органами государственной власти Донецкой Народной Республики.
Пунктом 4 части 1 статьи 6 законопроекта предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти в сфере виноградарства и виноделия относится установление государственных стандартов и утверждение технологических правил обеспечивающих качество и безопасность такой продукции.
В целях конкретизации вышеуказанного полномочия и удобства в правоприменении предлагаем пункт 4 части 1 статьи 6 законопроекта дополнить конструкцией «в соответствии со статьей 19 настоящего Закона» (данная статья регламентирует технологические правила производства винодельческой продукции).
Пунктом 2 части 11 статьи 8 законопроекта предусмотрено, что саморегулируемая организация виноградарей и виноделов может осуществлять разработку и выдачу сертификатов качества, разработку эмблемы (знака) качества и наделение членов правом использования такой эмблемы (знака) (лишение такого права).
Акцентируем внимание на то, что в данной норме не конкретизируется при каких условиях саморегулируемая организация виноградарей и виноделов может осуществлять разработку и выдачу сертификатов качества, разработку эмблемы (знака) качества и наделение членов правом использования такой эмблемы (знака) (лишение такого права).
Учитывая изложенное предлагаем пункт 2 части 11 статьи 8 законопроекта доработать в указанном аспекте.
В соответствии с частью 1 статьи 9 законопроекта «признание земельного участка виноградопригодными землями осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти на основании заявления собственника земельного участка или саморегулируемой организации виноградарей и виноделов с приложением копий документов, подтверждающих право собственности, либо право аренды, либо право пользования данным земельным участком. Безусловным основанием для включения земельного участка в состав виноградопригодных земель является факт его использования для возделывания виноградников не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет».
Необходимо отметить, что в рассматриваемой структурной единице не конкретизируется при каких условиях земельный участок признается виноградопригодным. В частности, в Российской Федерации (часть 1 статьи 10 Закона № 468-ФЗ) предусмотрено, что земли или земельный участок признаются виноградопригодными на основании исследования их географических и почвенно-климатических характеристик.
С учетом изложенного часть 1 статьи 9 законопроекта нуждается в доработке.
Статьей 11 законопроекта предусмотрено, что субъекты виноградарства и виноделия, осуществляющие виноградарство, предоставляют данные об используемых ими виноградных насаждениях путем составления паспорта.
Стоит отметить, что законопроектом не определен порядок ведения паспорта виноградного насаждения.
В связи с этим предлагаем статью 11 законопроекта доработать по аналогии с частью 5 статьи 12 Закона № 468-ФЗ.
Пункт 3 части 4 статьи 32 законопроекта содержит положения, регулирующие правоотношения в сфере защиты конкуренции.
Обращаем внимание на то, что указанный закон остается непринятым. В связи с этим не представляется возможным в полной мере реализовать положения пункта 3 части 4 статьи 32 законопроекта.
На основании изложенного пункт 3 части 4 статьи 32 законопроекта нуждается в доработке.
Статья 41 законопроекта определяет участие субъектов виноградарства и виноделия в формировании и реализации государственной и муниципальной политики в сфере развития виноградарства и виноделия.
В то же время аналогичная норма Закона № 468-ФЗ (статью 42) с 02.07.2021 Федеральным законом Российской Федерации № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 345-ФЗ) признана утратившей силу.
В связи с этим предлагаем учесть в законопроекте изменения, вносимые Законом № 345-ФЗ в Закон № 468-ФЗ.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.