Заключение к проекту закона «Об особенностях предоставления субсидии кредитным организациям из Фонда субсидирования процентной ставки по кредитным договорам при кредитовании субъектов хозяйствования по льготной процентной ставке» № 1179

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об особенностях предоставления субсидии кредитным организациям из Фонда субсидирования процентной ставки по кредитным договорам при кредитовании субъектов хозяйствования по льготной процентной ставке» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «урегулирование правоотношений в части особенностей предоставления субсидий из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики кредитным организациям для компенсации части процентных доходов в связи с предоставлением кредитов субъектам хозяйствования по льготной процентной ставке, устанавливаемой в целях стимулирования развития экономики Донецкой Народной Республики и государственной поддержки субъектов хозяйствования».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Так, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается, что «принятие проекта закона не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и расходов, покрываемых за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики».

В то же время, исходя из анализа положений законопроекта, можно прийти к выводу о том, что на основании данного проекта будут предоставляться субсидии из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики кредитным организациям для компенсации части процентных доходов в связи с предоставлением кредитов субъектам хозяйствования по льготной процентной ставке.

Следовательно, предоставление таких субсидий подразумевает выделение средств из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, что повлечет за собой увеличение расходной части указанного бюджета.

Все вышеуказанное свидетельствует о необходимости дополнительного согласования законопроекта с Правительством Донецкой Народной Республики.

Частью 2 статьи 10 законопроекта предусмотрено, что «не подлежат государственной регистрации нормативные правовые акты, издаваемые в рамках исполнения настоящего Закона».

Необходимо отметить, что данные положения противоречат требованиям статьи 37 «Нормативные правовые акты, подлежащие регистрации» Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-ΙНС «О нормативных правовых актах».

Так, частью 1 указанной статьи предусмотрено, что «государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, принимающиеся (издающиеся) органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными органами, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями о таких органах; затрагивающие социально-экономические, политические, личные и другие права, свободы и законные интересы граждан; провозглашенные и гарантированные Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики; устанавливающие новый или изменяющие, дополняющие либо отменяющие существующий организационно-правовой механизм их реализации; являющиеся обязательными для всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, не входящих в сферу управления органа, издавшего нормативный правовой акт».

Следовательно, если нормативные правовые акты, издаваемые в рамках исполнения законопроекта, будут подпадать под один или несколько критериев указанных выше, то они должны проходить государственную регистрацию в обязательном порядке.

С учетом указанного предлагаем часть 2 статьи 10 законопроекта исключить.

Необходимо отметить и то, что принятие законопроекта не будет соответствовать избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Так, в Российской Федерации вопросы предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации (в частности, Постановление от 30.12.2018 № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке»).

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность регулирования вопросов предоставления субсидий на уровне постановлений Правительства Донецкой Народной Республики.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.