В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии распространению болезней, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и правовой и социальной защите людей, живущих с ВИЧ» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «совершенствование действующего законодательства в сфере профилактики, лечения, ухода и поддержки людей, живущих с вирусом иммунодефицита человека».
Подпунктом «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается понятие «ВИЧ-инфицированное лицо – лицо, в организме которого выявлен ВИЧ, но находящийся в состоянии бессимптомного носительства ВИЧ», закрепленное в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона Донецкой Народной Республики от 4 сентября 2015 года № 88-IНС «О противодействии распространению болезней, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и правовой и социальной защите людей, живущих с ВИЧ» (далее – Закон № 88-IНС), изложить в новой редакции, а именно «ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека».
Также законопроектом признается утратившим силу понятие «люди, которые живут с ВИЧ – ВИЧ-инфицированные лица и лица, страдающие болезнью, обусловленной ВИЧ» (пункт 6 часть 1 статьи 1 Закона № 88-IНС).
Кроме того, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается в наименовании Закона № 88-IНС слова «людей, живущих с ВИЧ» заменить на «ВИЧ-инфицированных».
Таким образом, законопроектом вносятся изменения в понятийный аппарат Закона № 88-IНС, направленные на исключение понятий «люди, которые живут с ВИЧ» и «ВИЧ-инфицированные лица», заменой которых выступает понятие «ВИЧ-инфицированные», охватывающее всех лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека.
Вследствие вышеуказанного не представляется возможным прийти к выводу о причинах сохранения в законопроекте конструкций «человек, живущий с ВИЧ», «люди, живущие с ВИЧ» в Законе № 88-IНС (статья 4, части 2-4 статьи 15, наименование статьи 16, часть 1 статьи 22, статья и т.д.).
С учетом вышеуказанного необходимо доработать законопроект в указанном аспекте.
Подпунктом «а» пункта 4 статьи 1 законопроекта предлагается признать утратившей силу часть 4 статьи 5 Закона № 88-IНС, которой установлено следующее:
«Переливание полученной от доноров крови (ее компонентов) и использование в медицинской деятельности полученных от доноров органов, тканей и других биологических материалов человека разрешаются только после обязательного лабораторного исследования на ВИЧ-инфекцию и подтверждения отсутствия возбудителя ВИЧ-инфекции в предназначенных для указанного использования биологических материалах».
Разработчик отмечает, что данный вопрос урегулирован приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 28 сентября 2015 года № 012.1/409 «Об инфекционной безопасности донорской крови и ее компонентов», в котором указано, что обследование взятой донорской крови (в том числе ВИЧ) проводится в лабораториях учреждений переливания крови.
Необходимо отметить, что закон является наиболее стабильным нормативным правовым актом, гарантирующим единообразную и устойчивую модель правового регулирования той или иной сферы правоотношений.
В связи с этим, а также учитывая высокую социальную значимость должного регулирования соответствующих правоотношений, считаем целесообразным сохранить в Законе № 88-IНС структурную единицу, закрепляющую обязательное лабораторное исследование на ВИЧ-инфекцию и подтверждение отсутствия возбудителя ВИЧ-инфекции.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.