Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 1103-П

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование действующего налогового законодательства Донецкой Народной Республики, повышение уровня наполняемости бюджета, а также улучшение экологической обстановки в Донецкой Народной Республике и соблюдение конституционных прав граждан в сфере охраны окружающей среды».

Осознавая необходимость реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшения экологической обстановки, а также сохранения природы и бережного отношения к природным богатствам, необходимо акцентировать внимание на следующем.

В Российской Федерации на законодательном уровне закреплен экологический сбор, направленный на выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (статья 24.5 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ

«Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89), который по своей направленности аналогичен предлагаемому данным законопроектом утилизационному налогу.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 24.5 ФЗ № 89 данный сбор отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета.

Следует отметить и то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 09.10.2015 № 82-ΙНС «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 82-ΙНС), регулирующий отношения, аналогичные отношениям, регулируемым ФЗ № 89.

Соответственно, в целях гармонизации собственного законодательства с законодательством Российской Федерации, представляется целесообразным вопрос сбора за утилизацию товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, закрепить в Законе № 82-ΙНС.

Кроме того, согласно части 11 статьи 24.5 ФЗ № 89 «средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора предоставляются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора». Таким образом, ФЗ № 89 закрепляет, в том числе, и целевое назначение экологического сбора, тогда как законопроектом целевое назначение утилизационного налога не закрепляется.

С учетом изложенного предлагаем законопроект доработать в указанной части.

Также необходимо отметить и то, что Законом Донецкой Народной Республики от 28.06.2019 № 46-ΙΙНС «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» (далее – Закон № 46-ΙΙНС) закрепляется в какой бюджет (Республиканский или местный) зачисляются налоги, сборы, иные обязательные платежи, другие поступлений и каким образом они распределяются между Республиканским и местным бюджетом (в случае их распределения).

Поскольку законопроектом вводится новый вид налога, а вышеуказанные положения не отражены в Законе № 46-ΙΙНС, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в Закон № 46-ΙΙНС.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.