Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О молодежной политике» № 1041-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О молодежной политике»(далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «создание правовых условий для обновления и развития молодежной политики в Донецкой Народной Республике в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, для расширения возможностей граждан Донецкой Народной Республики, создании условий, обеспечивающих всестороннее социальное, духовное и физическое развитие молодежи, и реализацию ее потенциала, конституционных прав и свобод молодежи».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее Закон РФ № 489-ФЗ) и положениях, разработанных субъектом права законодательной инициативы самостоятельно.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 законопроекта целью молодежной политики является «формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям».

Обращаем внимание на то, что согласно части 2 статьи 13 Конституции Донецкой Народной Республики «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

С учетом изложенного предлагаем пункт 5 статьи 4 законопроекта дополнить положениями о недопустимости дискриминации по половому и языковому признакам.

В статье 6 законопроекта закреплены основные направления реализации молодежной политики, среди которых, в отличие от Закона РФ № 489-ФЗ, не закреплено «содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей».

Кроме того, частью 3 статьи 6 Закона РФ № 489-ФЗпредусмотрено, что «настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодых специалистов, может устанавливаться иной максимальный возраст, чем предусмотрено пунктами 1-3, 6 и 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, но не менее 35 лет включительно».

В целях оказания социальной поддержки молодежи и молодых семей, а также установления иного максимального возраста молодежи при реализации молодежной политики, предлагаем рассмотреть возможность закрепления указанных предписаний в законопроекте.

В пункте 1 статьи 7 законопроекта предусмотрено, что молодежь участвует в реализации молодежной политики, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участияв деятельности молодежных совещательно-консультативных органах и иных органов, созданных при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Необходимо отметить, в рассматриваемом пункте не содержится возможность участия молодежи в деятельности молодежных совещательно-консультативных органах, созданных при международных организациях.

В свою очередь, согласно части 2 статьи 13 законопроекта «Донецкая Народная Республика содействует развитию международного сотрудничества в сфере молодежной политики».

Учитывая изложенное предлагаем пункт 1 статьи 7 законопроекта после слов «местного самоуправления» дополнить конструкцией «, а также при международных организациях».

Далее, в соответствии с частью 7 статьи 9 законопроекта Правительство Донецкой Народной Республики устанавливает порядок функционирования информационной системы.

В то же время полномочия Правительства Донецкой Народной Республики в сфере реализации молодежной политики закреплены в части 1 статьи 8 «Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих молодежную политику» законопроекта.

В связи с этим предлагаем положения части 7 статьи 9 законопроекта изложить в части 1 статьи 8 законопроекта.

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учётом указанных замечаний и предложений.