Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О радиационной безопасности населения» № 1008-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О радиационной безопасности населения» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «формирование законодательной базы в сфере радиационной безопасности».

Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (далее – ФЗ № 3), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Согласно абзацу третьему части 1 статьи 10 законопроекта «государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 10 апреля 2015 года № 40-IHC «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения».

В то же время статьей 43 упомянутого Закона предусмотрено следующее:

«Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность органов государственной санитарно-эпидемиологической службы по контролю и надзору за соблюдением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, владельцами предприятий, учреждений, организаций, иных субъектов хозяйствования и гражданами санитарного законодательства Донецкой Народной Республики, с целью предупреждения, выявления, уменьшения или устранения вредного влияния опасных факторов на здоровье людей и по применению мер правового характера к нарушителям».

Сравнительный анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что между ними существует внутреннее противоречие в вопросе определения органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В связи с этим предлагаем доработать абзац третий части 1 статьи 10 законопроекта в указанном аспекте.

Частью 2 статьи 11 законопроекта установлено следующее:

«2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере деятельности организации, и органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в сфере обеспечения радиационной безопасности».

Стоит указать, что конструкция «органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере деятельности организации» содержит недостатки смыслового содержания, которые не позволяют определить какие именно органы имеются в виду.

Кроме того, использование конструкции «органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в сфере обеспечения радиационной безопасности» является некорректным, так как в части 1 статьи 10 законопроекта закреплено ее сокращение «(далее – органы государственного надзора)».

Аналогичное замечание применимо и к пункту 9 статьи 14, пункту 3 статьи 27, части 2 статьи 28 законопроекта.

В связи с этим предлагаем вышеуказанные структурные единицы законопроекта доработать.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.