Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики» № 989-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «замена в Гражданском кодексе слов «государственный исполнитель» на «судебный пристав», что позволит обеспечить реализацию положений Гражданского кодекса в части принудительного исполнения судебных решений».

Также, исходя из пояснительной записки, следует, что законопроект «ориентирован на избранный курс внешней политики Донецкой Народной Республики, направленный на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации».

Вместе с тем в Донецкой Народной Республике не принят специальный законодательный акт, устанавливающий правовой статус судебных приставов, вследствие этого не представляется возможным однозначно ответить на вопрос, кого именно следует подразумевать под судебными приставами.

В Российской Федерации таким законом является Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – ФЗ № 118). Указанным Законом выделяются судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обязанности и права которых закреплены в статье 11 ФЗ № 118, и судебные приставы-исполнители, обязанности и права которых закреплены в статье 12 ФЗ № 118.

Исходя из анализа положений статей 11, 12 ФЗ № 118, можно прийти к выводу о том, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению в Российской Федерации возложено на судебных приставов-исполнителей. Указанное подтверждается также частью 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которой предусмотрено следующее: «непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов».

В свою очередь, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют иные функции, в частности, обеспечение в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, осуществление охраны здания, помещений суда, поддержание общественного порядка в здании, помещениях суда и тому подобное.

Из указанного следует, что функции государственных исполнителей сопоставимы исключительно с функциями судебных приставов-исполнителей.

Таким образом, в случае приведения наименования государственных исполнителей в соответствие с законодательством РФ более точной формулировкой будет «судебный пристав-исполнитель», а не «судебный пристав».

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.