Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» № 974-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «приведение положений Закона в соответствие с нормами действующего бюджетного законодательства в части финансового обеспечения системы здравоохранения Донецкой Народной Республики; изменение полномочий органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики в сфере охраны здоровья; определение оказания первичной и вторичной медицинской помощи за республиканскими учреждениями здравоохранения Донецкой Народной Республики, в том числе организация планирования их финансового обеспечения и экономического управления».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

В пункте 3 статьи 1 законопроекта предлагается статью 13 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 42-IНС «О здравоохранении» (далее – Закон № 42-IНС) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. В случаях, когда решение об оптимизации, создании, реорганизации, перепрофилировании сети государственных учреждений здравоохранения и сети муниципальных учреждений здравоохранения носит межведомственный характер или затрагивает одновременно полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, указанное решение принимается Главой Донецкой Народной Республики».

Следует отметить, что согласно части 2 статьи 82 Конституции Донецкой Народной Республики «местное самоуправление в Донецкой Народной Республике обеспечивает в соответствии с настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Кроме того, в соответствии с частью 4 указанной статьи органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Донецкой Народной Республики.

Следовательно, предложенная разработчиком модель правового регулирования может быть законодательно закреплена только в отношении местных администраций, как временных государственных исполнителей обязанностей органов местного самоуправления, и при условии указания на временный характер подобного регулирования (до образования органов местного самоуправления), а также включения соответствующей нормы в заключительные и переходные положения Закона № 42-IНС.

Аналогичное замечание применимо и к статье 2 законопроекта, предусматривающей особенности порядка изменения организационно-правовой формы учреждений здравоохранения при смене собственника имущества с муниципального образования на Донецкую Народную Республику на основании решения Главы Донецкой Народной Республики.

С учетом изложенного предлагаем пункт 3 статьи 1, статью 2 законопроекта доработать в указанном аспекте.

Пунктами 9-11 статьи 1 законопроекта предлагается в Законе № 42-IHC слова «республиканский орган исполнительной власти в сфере здравоохранения», «республиканский орган исполнительной власти в области здравоохранения» и «республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения» заменить конструкцией «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения».

Обращаем внимание на то, что помимо вышеуказанных конструкций в статье 8 Закона № 42-IHC закреплена конструкция «республиканский орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере здравоохранения».

В свою очередь, согласно пункту 2 части 2 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» в тексте нормативного правового акта не допускается употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов).

В связи с этим предлагаем дополнить законопроект предписаниями о внесении изменений в статью 8 Закона № 42-IHC, которые обеспечат приведение к единству наименования соответствующего органа.

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.