В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об автомобильном транспорте» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «совершенствование законодательства в сфере транспорта, обеспечение безопасности участников дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров автобусами международных автобусных маршрутов общего пользования».
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта разработчиком вносится изменение в статью 33 Закона Донецкой Народной Республики от 21.08.2015 № 77-IHC «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон № 77-IHC), а именно: предлагается часть 4 статьи 33 Закона № 77-IHC изложить в следующей редакции:
«4. Посадка пассажиров, отправление и прибытие автобусов пригородных и междугородных автобусных маршрутов общего пользования осуществляется только с автостанций (автовокзалов), диспетчерских станций, а при их отсутствии в населенном пункте – от остановочных пунктов, предусмотренных расписанием движения».
Стоит отметить, что в пояснительной записке к законопроекту указанное изменение обосновывается как такое, которое направлено «на обеспечение безопасности участников дорожного движения».
Анализируя вышеуказанную правовую норму, можно прийти к выводу относительно того, что она делает невозможной посадку пассажиров в автобусах пригородных и междугородных маршрутов на остановочных пунктах в населенных пунктах Донецкой Народной Республики с автостанциями (автовокзалами) и диспетчерскими станциями, то есть фактически во всех крупных населенных пунктах Донецкой Народной Республики.
Следовательно, создаются предпосылки для того, что автомобильные перевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров на пригородных и междугородных автобусных маршрутах общего пользования смогут производить посадку пассажиров исключительно на автовокзалах и диспетчерских станциях.
Учитывая, что подобное решение непосредственно повлияет на перевозчиков, а также на пассажиропоток в целом, считаем целесообразным провести дополнительное обсуждение указанных положений на базе Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по транспорту и связи.
Следует отметить, что законопроектом также вносятся изменения в Закон № 77-IHC в аспекте установления механизма привлечения к ответственности за нарушение законодательства об автомобильном транспорте.
Вместе с тем ни законопроект, ни Закон № 77-IHC не являются специализированными законами об административной ответственности, в которых определяется порядок и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, закрепляются процессуальные моменты, а также устанавливается порядок обжалования.
Вследствие этого статья 62 Закона № 77-IHC нуждается в доработке с учетом конкретизации механизма рассмотрения и обжалования постановлений по правонарушениям, закрепленным данной статьей.
Кроме того, в дополняемом подпунктом «а» пункта 5 статьи 1 законопроекта составе административного правонарушения санкция (штраф) определяется исходя из размера стоимости проезда, а не из необлагаемых минимумов доходов граждан, как во всех иных правонарушениях.
Далее, подпунктом «е» пункта 5 статьи 1 законопроекта предлагается в части 6 статьи 62 Закона № 77-IHC слово «Правительством» заменить на слово «законодательством».
С учетом указанных изменений часть 6 статьи 62 Закона № 77-IHC будет изложена в следующей редакции:
«6. Порядок взыскания в виде штрафа за нарушения, изложенные в настоящей статье, и порядок обжалования постановления по делу о правонарушении определяются законодательством».
Однако данная редакция не позволяет однозначно определить о каком именно законодательстве идет речь.
Также пунктом 6 статьи 1 законопроекта разработчик дополняет Закон № 77-IHC статьей 621, предметом регулирования которой является «ответственность за продажу билетов на проезд и (или) перевозку багажа в автобусе международного автобусного маршрута общего пользования в неустановленном месте».
При этом действующий на территории Донецкой Народной Республики Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КоАП Украины) содержит статью 1332 «Нарушения условий и правил осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов», которая в целом предусматривает ответственность за совершение аналогичного деяния.
Вследствие этого возникает возможность привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, как по законопроекту, так и по КоАП Украины, что является недопустимым.
Также следует отметить, что оптимальным примером закрепления составов административных правонарушений в специальном законе является Закон Донецкой Народной Республики от 26.06.2020 № 167-IIHC «О запрете продажи несовершеннолетним бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина, а также вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина».
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагаем доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.