В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в законы Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)» и «О нотариате»(далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является приведение в соответствие с Гражданским кодексом Донецкой Народной Республики Закона Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 141-IНС «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений)» (далее – Закон № 141-IНС) и Закона Донецкой Народной Республики от 21.12.2018 № 08-IIНС «О нотариате» (далее – Закон № 08-IIНС).
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 2 Закона № 141-IНС. В то же время, исходя из содержания предлагаемых изменений, иных норм законопроекта и предписаний самого Закона № 141-IНС, можно прийти к выводу о том, что в пункте 2 статьи 1 законопроекта допущена ошибка при указании отсылочных положений.
В связи с этим предлагаем указанную в пункте 2 статьи 1 законопроекта отсылку привести в соответствие с положениями Закона № 141-IНС.
В пункте 4 статьи 1 законопроекта разработчиком предлагается дополнить Закон № 141-IНС статьей 21 следующего содержания:
«Статья 21. Правовая основа государственной регистрации прав
1. Правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Донецкой Народной Республики, Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики.
2. В случаях, установленных настоящим Законом, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и Правительства Донецкой Народной Республики, правовую основу государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции».
Обращаем внимание на то, что целесообразность закрепления части 2 предлагаемой редакции статьи 21 вызывает определенные сомнения, так как частью 1 уже предусмотрено, что в качестве правовой основы может выступать любой нормативный правовой акт (в том числе и нормативный правовой акт республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции).
На основании изложенного предлагаем в пункте 4 статьи 1 законопроекта часть 2 предлагаемой редакции статьи 21 исключить.
Далее, в подпункте «а» пункта 6 статьи 1 законопроекта предусмотрено исключение из части 1 статьи 4 Закона № 141-IНС слова «вещные».
При этом данная статья подразделена на пункты, что обуславливает необходимость указания конкретной структурной единицы части 1 статьи 4 Закона № 141-IНС. Кроме того, соответствующее требование закреплено в пункте 94 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС.
Аналогичное замечание применимо и к подпункту «в» пункта 13 статьи 1 законопроекта.
На основании изложенного предлагаем подпункт «а» пункта 6, подпункт «в» пункта 13 статьи 1 законопроекта доработать в указанном аспекте.
В подпунктах «д» и «е» пункта 13 статьи 1 законопроекта предусмотрено внесение изменений в подпункты «б» и «г» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона № 141-IНС.
В то же время в части 1 статьи 10 Закона № 141-IНС отсутствуют как пункты, так и подпункты, в связи с чем предлагаем доработать подпункты «д» и «е» пункта 13 статьи 1 законопроекта в части закрепления отсылочных положений. Аналогичное замечание в полной мере применимо и к подпункту «в» пункта 18 статьи 1 законопроекта.
Пунктом 16 статьи 1 законопроекта предлагается статью 14 Закона № 141-IНС, предусматривающую положения о регистрационных делах, изложить в новой редакции.
Так, частью 4 предлагаемой редакции статьи 14 определено, что «порядок ведения архива органа государственной регистрации прав, который определяет, в том числе правила ведения и сроки хранения регистрационных дел, устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции».
Вместе с тем, согласно части 3 предлагаемой редакции статьи 14 «регистрационное дело подлежит постоянному хранению в архиве». Таким образом, предполагается бессрочный характер хранения регистрационных дел, в связи с чем можно прийти к выводу о наличии внутреннего противоречия между положениями частей 3 и 4 предлагаемой редакции статьи 14.
На основании изложенного предлагаем пункт 16 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
Подпунктом «в» пункта 21 стать 1 законопроекта предлагается пункт 3 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:
«1. Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения вещных прав проводится на основании:
3) свидетельств о приватизации жилых помещений, выданных в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их выдачи, при условии, что такое законодательство не противоречит законодательству Донецкой Народной Республики и их дубликатов».
Следует отметить, что разработчиком в пояснительной записке не обосновывается необходимость дополнения указанной структурной единицы конструкцией «выданных в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их выдачи, при условии, что такое законодательство не противоречит законодательству Донецкой Народной Республики».
Кроме того, в целом непонятна логика указания данного обстоятельства, в связи с этим целесообразность указанного изменения должна стать предметом обсуждения профильного Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики.
Подпунктом «г» пункта 23 статьи 1 законопроекта предусмотрено дополнение части 1 статьи 24 Закона № 141-IНС, предусматривающей основания для отказа в государственной регистрации прав, пунктом 11 следующего содержания:
«11) установлено несоответствие заявленных прав и поданных документов требованиям законодательства, а также имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами на недвижимое имущество и их ограничениями (обременениями)».
Обращаем внимание на то, что несоответствие поданных документов требованиям законодательства уже закреплено в качестве основания для отказа государственной регистрации прав в пункте 4 части 1 статьи 24 Закона № 141-IНС.
С учетом изложенного предлагаем подпункт «г» пункта 23 статьи 1 законопроекта доработать.
Далее, по тексту законопроекта используется конструкция «решение суда», которая обозначает лишь один из видов судебного решения. При этом для законодательства Донецкой Народной Республики характерно использование более широкой конструкции «судебное решение», включающей в себя все виды решений, принимаемых судом/судьей (определение, постановление, решение суда), что обеспечивает полноценное правовое регулирование соответствующих правоотношений вне зависимости от процессуально-правовых особенностей.
В связи с этим предлагаем по тексту законопроекта конструкцию «решения суда» заменить конструкцией «судебные решения» в соответствующих падежах и числах.
Пунктом 30 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Закон № 141-IНС статьей 291 «Плата за проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их ограничений (обременений), внесение изменений в записи Государственного реестра прав и предоставление информации из Государственного реестра прав».
Так, частями 9 и 10 предлагаемой редакции данной статьи предусмотрено следующее:
«9. Суд, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы доходов и сборов, органы государственной безопасности и другие органы государственной власти (должностные лица) освобождаются:
1) от уплаты государственной пошлины за проведение государственной регистрации прав;
2) платы за внесение изменений в записи Государственного реестра прав;
3) платы за получение информационной справки;
4) платы за предоставление извлечения из Государственного реестра прав.
10. Органы государственной власти (должностные лица) при проведении государственной регистрации ограничения (обременения) прав освобождаются от уплаты государственной пошлины и платы за предоставление извлечения из Государственного реестра прав.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные государственные органы освобождаются от платы за предоставление извлечения из Государственного реестра прав при проведении государственной регистрации права собственности государства или муниципального образования на земельные участки».
Сравнительный анализ данных частей позволяет говорить о том, что нормы части 10 охватываются предписаниями части 9 и не требуют дополнительного закрепления.
В связи с этим предлагаем в пункте 30 статьи 1 законопроекта исключить часть 10 предлагаемой редакции статьи 291 Закона № 141-IНС.
В абзаце первом статьи 2 законопроекта при изложении отсылки на Закон № 08-IIНС была допущена ошибка в реквизитах данного законодательного акта. В частности, при упоминании номера данного Закона была использована конструкция «08-IНС», которая является неверной.
На основании изложенного предлагаем в абзаце первом статьи 1 законопроекта конструкцию «08-IНС» заменить конструкцией «08-IIНС».
В пункте 6 статьи 2 законопроекта предлагается дополнить Закон № 08-IIНС статьей 421 «Предоставление сведений, содержащихся в реестрах единой информационной системы нотариата».
Так, указанной статьей предусмотрены лица, которым могут предоставляться сведения из: Наследственного реестра, Реестра доверенностей и Реестра бланков единого образца для совершения нотариальных действий.
В то же время статьей не предусмотрены аналогичные положения в отношении Реестра уведомлений о залоге движимого имущества, существование которого также предполагается законопроектом.
В связи с этим предлагаем доработать предлагаемую редакцию статьи 421 Закона № 08-IIНС (пункт 6 статьи 2 законопроекта) в указанном аспекте.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.