Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О финансовой аренде (лизинге)» № 929-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование правоотношений в сфере финансовой аренды (лизинга) путем законодательного закрепления особенностей договора лизинга, заключаемого лизингодателем – государственным унитарным предприятием, а также особенностей распоряжения предметом лизинга, находящегося у данного предприятия, что позволит обеспечить модернизацию экономического сектора экономики государства и наиболее эффективно использовать такой финансовый инструмент как лизинг».

Так, законопроектом предлагается часть 2 статьи 5 «Лизинговые компании (фирмы)» Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2020 № 133-ΙΙНС «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон № 133-ΙΙНС) дополнить положением о том, что учредителем лизинговых компаний (фирм) может быть Донецкая Народная Республика.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Закон № 133-ΙΙНС статьями 81 «Особенности распоряжения предметом лизинга лизингодателем – государственным унитарным предприятием», 82 «Особенности договора лизинга, заключаемого лизингодателем – государственным унитарным предприятием».

Данные изменения обосновываются тем, что разработчик, указывая на положения абзаца первого части 2 статьи 128 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики от 13 декабря 2019 года № 81-IIHC (далее – ГК) (имущество государственного или муниципального унитарного предприятия принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) и часть 2 статьи 354 ГК (унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника) приходит к выводу о невозможности выступать унитарным предприятиям в качестве лизингодателя.

Вместе с тем положения части 2 статьи 354 ГК предусматривают возможность передачи вышеуказанного имущества в случае согласия собственника.

Необходимо отметить, что в действующей редакции части 2 статьи 5 Закона № 133-ΙΙНС предусмотрено, что «учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Донецкой Народной Республики или нерезиденты Донецкой Народной Республики)».

Из указанных положений можно прийти к выводу о том, что в Законе № 133-ΙΙНС отсутствует запрет на учреждение лизинговых компаний (фирм) государством в силу использования общих формулировок.

Немаловажным является и то, что действующая редакция Закона № 133-ΙΙНС основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и в полной мере ему соответствует.

Соответственно, внесение изменений, предложенных законопроектом, приведет к отклонению от курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного возникает вопрос о целесообразности внесения изменений, в связи с чем представляется необходимым провести дополнительное обсуждение законопроекта в рамках профильного Комитета.