В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О недрах» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «совершенствование законодательства Донецкой Народной Республики в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр».
Вместе с тем проведенный анализ законопроекта показал, что его положения основаны на предписаниях Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Кодекса Украины о недрах, а также положениях, разработанный субъектом права законодательной инициативы самостоятельно.
Отметим, что избранный разработчиком подход, заключающийся в компиляции положений законодательства Российской Федерации и Украины, не может быть одобрен, поскольку законодательные системы вышеуказанных стран имеют существенные различия. Кроме того, апробация положений законопроекта в правоприменительной практике Донецкой Народной Республики неизбежно столкнётся с существующими проблемами, имеющимися в правовом поле Донецкой Народной Республики (сосуществование нормативных правовых актов Украины и собственного законодательства; коллизии, возникающие при их совместном применении; отсутствие правового регулирования либо фрагментарное урегулирование отдельных сфер общественных отношений; непоследовательность и низкий уровень юридической техники принимаемых нормативных правовых актов). Также отмечаем, что вышеуказанный подход вступает в противоречие с избранным Донецкой Народной Республикой курсом на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 15 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 2 части 1 статьи 32 Закона Донецкой Народной Республики от 12.06.2015 № 58-IHC «О недрах» (далее – Закон № 58-IHC) изложить в следующей редакции:
«Собственники земельных участков, землепользователи, арендаторы земельных участков в границах выделенных им земельных участков вправе осуществлять пользование недрами для собственных нужд без получения лицензии на пользование недрами и горного отвода. Такие лица вправе … добывать пресные подземные воды при условии, что производительность источника не превышает 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения».
Отметим, что согласно действующей редакции пункта 2 части 1 статьи 32 Закона № 58-IHC собственник вправе «добывать пресные подземные воды на глубине до 40 метров при условии, что объем извлечения таких вод не превышает 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения».
Обращаем внимание на то, что производительность источника не зависит от собственника земли. В свою очередь, исходя из предложенной редакции пункта 2 части 1 статьи 32 Закона № 58-IHС, лицензия собственнику земельного участка будет необходима даже при условии извлечения им воды объемом менее 100 кубических метров в сутки.
С учетом изложенного пункт 15 статьи 1 законопроекта нуждается в доработке.
В подпункте «а» пункта 20 статьи 1 законопроекта используется конструкция «в части часть 1 после слов», в которой допущена стилистическая ошибка. В связи с этим необходимо в подпункте «а» пункта 20 статьи 1 законопроекта слово «часть» исключить.
В пункте 25 статьи 1 законопроекта используется конструкция «республиканского бюджета», которая не в полной мере соответствует Конституции Донецкой Народной Республики. Так, в Основном законе используется конструкция «Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики».
В связи с указанным предлагаем в подпункте 25 статьи 1 законопроекта конструкцию «республиканского бюджета» заменить словами «Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики».
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.