В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О системе государственной службы Донецкой Народной Республики» и Закон Донецкой Народной Республики «О государственной гражданской службе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование законодательства Донецкой Народной Республики в сфере прохождения государственной службы в части отнесения службы в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики к государственной гражданской службе, а службы в таможенных органах Донецкой Народной Республики к иным видам государственной службы, что позволит обеспечить надлежащее прохождение государственной службы должностными лицами таможенных органов и органов доходов и сборов в условиях институциональных преобразований и реформирования системы государственной службы».
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено изложение части 1 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 03.04.2015 № 32-IНС «О системе государственной службы Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 32-IНС) в следующей редакции:
«1. Система государственной службы включает в себя:
- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- государственную оперативно-спасательную службу;
- государственную службу иных видов».
Таким образом, разработчиком предлагается исключить из действующей редакции Закона № 32-IНС положения о правоохранительной службе и предусмотреть существование государственной службы иных видов.
В целом данный подход соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем разработчик не предусмотрел исключение положений о государственной оперативно-спасательной службе, которая в Российской Федерации также относится к государственной службе иных видов.
Так, согласно части 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.
Кроме того, структура предлагаемой редакции части 1 статьи 2 Закона № 32-IНС не соответствует требованиям статьи 27 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС). Так, частями 5 и 6 статьи 27 предусмотрено следующее:
«5. В тексте законов не допускаются обозначение пунктов, подпунктов, абзацев дефисами или иными маркированными знаками.
6. Каждая статья (часть, пункт), глава и раздел закона имеют порядковый номер. Нумерация статей (частей, пунктов) является сквозной для всего закона. Самостоятельной и сквозной является также нумерация глав и разделов закона. Пункты законов обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой».
С целью приведения Закона № 32-IНС в соответствие с законодательным опытом Российской Федерации и требованиями Закона № 72-IНС предлагаем статью 1 законопроекта доработать в указанных аспектах.
Подпунктом «б» пункта 5 статьи 1 законопроекта предлагается статью 20 Закона № 32-IНС дополнить частью 2 следующего содержания:
«2. До вступления в силу закона Донецкой Народной Республики о виде государственной службы, определяющем правовой статус лиц, замещающих должности государственной службы в таможенных органах, в отношении лиц, назначенных на должности в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики, по которым предусмотрено присвоение рангов и специальных званий налоговой и таможенной службы действуют постановления Правительства Донецкой Народной Республики, содержащие нормы, регулирующие отношения, связанные с поступлением на службу в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики, ее прохождением и прекращением».
Подобное изменение предлагается внести также и в статью 79 Закона Донецкой Народной Республики от 15.01.2020 № 91-IIНС «О государственной гражданской службе» (далее – Закон № 91-IIНС), дополнив ее частью 31 следующего содержания (подпункт «б» пункта 2 статьи 2 законопроекта):
«31. Лица, назначенные на должности в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики предусмотрено присвоение рангов и специальных званий налоговой и таможенной службы, и выполняющие функции в сфере налогообложения приобретают статус гражданских служащих со дня вступления в силу закона Донецкой Народной Республики о виде государственной службы, определяющем правовой статус лиц, замещающих должности государственной службы в таможенных органах».
В качестве обоснования необходимости внесения подобных изменений разработчик ссылается на нормы статьи 1 Положения о порядке прохождения службы в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 № 13-10 (далее – Положение), согласно которой:
«Служба в органах доходов и сборов является профессиональной деятельностью пригодных к ней по состоянию здоровья, уровню образования и возрасту граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики. В органах доходов и сборов проходят службу лица рядового и начальствующего состава, государственные гражданские служащие. Сотрудниками органов доходов и сборов являются лица рядового и начальствующего состава, государственные гражданские служащие».
Исходя из данной нормы, а также положений ряда иных подзаконных нормативных правовых актов, разработчиком подчеркивается, что «лица рядового и начальствующего состава органов доходов и сборов не приобрели статус гражданских служащих со дня вступления в силу Закона «О государственной гражданской службе».
Вместе с тем использованные в вышеупомянутых структурных единицах законопроекта конструкции «лиц, назначенных на должности в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики, по которым предусмотрено присвоение рангов и специальных званий налоговой и таможенной службы», а также «Лица, назначенные на должности в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики предусмотрено присвоение рангов и специальных званий налоговой и таможенной службы, и выполняющие функции в сфере налогообложения», исходя из их содержания, могут распространяться не только на служащих таможенных органов и лиц рядового и начальствующего состава, но и на государственных гражданских служащих органов доходов и сборов.
В свою очередь, объективные основания для отложения момента присвоения государственным гражданским служащим органов доходов и сборов соответствующего статуса в понимании Закона № 91-IIНС не усматриваются. Подобные основания не усматриваются и в отношении лиц рядового и начальствующего состава.
Также не прослеживается целесообразность и необходимость отложения момента присвоения данным категориям лиц статуса государственного гражданского служащего до дня вступления в силу закона о службе в таможенных органах. Указанное находит свое отражение и в пояснительной записке, в которой самим разработчиком подчеркивается, что «служба в органах доходов и сборов Донецкой Народной Республики должна относиться к государственной гражданской службе, а служба в таможенных органах – к государственной службе иных видов».
В пояснительной записке также указано следующее:
«Вместе с тем, проектом закона предполагается установить нормативное правовое регулирование прохождения государственной службы должностными лицами органов доходов и сборов, а также таможенных органов, до принятия специального закона – Закона Донецкой Народной Республики «О службе в таможенных органах Донецкой Народной Республики» (который позволит разграничить службу в органах доходов и сборов, а также таможенных органах), на уровне подзаконных нормативных правовых актов (указов Главы Донецкой Народной Республики и постановлений Правительства Донецкой Народной Республики), что позволит урегулировать особенности прохождения государственной службы в органах доходов и сборов, а также таможенных органах».
Таким образом, непосредственной целью законопроекта является сохранение ранее действующего порядка регулирования прохождения государственной гражданской службы в органах доходов и сборов (на основании Положения) до дня вступления в силу закона о службе в таможенных органах.
Однако упомянутое разработчиком разграничение службы в органах доходов и сборов (государственной гражданской службы), а также службы таможенных органах представляется возможным осуществить уже в настоящий момент (например, сохранив действие Положения только в отношении служащих таможенных органов и распространив действие Закона № 91-IIНС на лиц рядового и начальствующего состава органов доходов и сборов).
В связи с этим рекомендуем доработать законопроект в данной части.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает учесть указанные замечания и предложения.