Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 17 и 224 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 894-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 17 и 224 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование налогового законодательства Донецкой Народной Республики, в части оптимизации механизма выполнения обязанностей налогоплательщиков относительно открытия расчетного или другого счета в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики (или его отделении) физическими лицами – предпринимателями».

Проведенный анализ законопроекта показал, что законопроектом предлагается уменьшить размер годового объема валового дохода от хозяйственной деятельности (с 10 миллионов рублей до 3), при достижении которого физическое лицо-предприниматель должно открыть расчетный или другой счет в Центральном Республиканском Банке.

Следует отметить, что 01.07.2020 вступил в силу Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики (далее – ГК), основанный на законодательном опыте Российской Федерации, предусматривающий регламентацию всего массива частноправовых отношений, в том числе, вопросов, связанных с правовым статусом физических лиц-предпринимателей и юридических лиц.

Предусмотренные пунктами 17.3 и 17.4 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IНС «О налоговой системе» обязанности налогоплательщиков (как юридических лиц, так и физических лиц-предпринимателей) по открытию счетов в банке, не являются по своей правовой природе налоговыми, а по существу являются одним из возможных условий деятельности физического лица-предпринимателя и соответствующего юридического лица.

При этом ГК не предусматривается обязанности открытия счета в Центральном Республиканском Банке (как в прочем и в любом ином банковском учреждении), как для физических лиц-предпринимателей, так и для юридических лиц.

Аналогичное регулирование предусматривает и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Более того, в специальных законах о правовом статусе соответствующих хозяйственных товариществ и обществ, предусматривается право, а не обязанность открытия расчетных счетов.

Так, например, согласно части 4 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество с ограниченной ответственностью вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Аналогичная норма действует и в отношении акционерных обществ (часть 6 статьи 2 Федерального закона российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Отсутствие необходимости открытия расчетных счетов в Российской Федерации непосредственно связана с положениями ГК РФ.

Так, согласно части 2 статьи 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами.

Указанные ограничения в Российской Федерации введены Указанием Банка России от 09.12.2019 № 5348-У «О правилах наличных расчетов» (далее – Указание), пунктом 4 которого предусмотрено следующее:

«4. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России в соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на дату проведения наличных расчетов».

Следует отметить, что ГК содержит аналогичную части 2 статьи 861 ГК РФ норму (часть 2 статьи 981 ГК).

Кроме того, в Донецкой Народной Республике принят Временный порядок установления лимита остатка наличных денежных средств в кассе и ограничений на суммы наличных расчётов, утвержденный Постановлением Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики от 12.10.2015 № 106, который содержит положение, аналогичное пункту 4 Указаний, а именно:

«2. Предприятия (предприниматели) имеют право осуществлять расчеты наличными денежными средствами между собой в течение одного дня по одному или нескольким расчетным документам в пределах граничной суммы, установленной в размере 50 000,00 (Пятьдесят тысяч) российских рублей (или в размере, эквивалентном указанной сумме в другой валюте, рассчитанном с использованием официальных курсов валют, установленных Центральным Республиканским Банком на дату проведения наличных расчетов)».

Таким образом, на основании проведенного анализа законодательства Российской Федерации и Донецкой Народной Республики следует прийти к следующим выводам.

1. Законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства Донецкой Народной Республики, не предусматривает обязанности у субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность открывать расчетные счета в банке.

Подобное регулирование связано с законодательно установленной возможностью осуществления наличных расчетов. При этом в Российской Федерации устанавливаются определенные ограничения в размере наличных расчетов в день. Соответственно, соответствующий субъект, которому необходимо осуществлять операции на большие суммы должен открыть расчетный счет, в ином же случае обязанность не возникает.

2. Со вступлением в силу ГК в Донецкой Народной Республики заложен аналогичный российскому механизм функционирования физических лиц-предпринимателей, и юридических лиц, не предполагающий обязательное открытие расчетных счетов.

3. Закрепление подобных обязанностей в налоговом законодательстве не отвечает правовой природе налоговых обязательств.

Вследствие этого Верховный Суд Донецкой Народной Республики, учитывая курс на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации, считает целесообразным исключение пунктов 17.3 и 17.4 статьи 17 Закона № 99-IНС.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.