В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучена доработанная итоговая редакция проекта Кодекса административного судопроизводства Донецкой Народной Республики (далее – проект КАС).
Анализ положений проекта КАС свидетельствует о том, что правовой основой для его разработки послужил Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
В статье 21 проекта КАС, в сравнении с российским законодательным опытом, были исключены положения об оспаривании ненормативных правовых актов, в том числе, актов Народного Совета Донецкой Народной Республики.
Указанное исключение обусловлено тем, что Закон Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» не предусматривает возможности принятия ненормативных правовых актов. Те акты, которые в Российской Федерации обладают признаками ненормативных правовых, согласно указанному закону относятся к нормативным правовым.
Вследствие этого необходимо пункт 1 статьи 21 проекта КАС дополнить конструкцией «Народного Совета Донецкой Народной Республики (за исключением законов)».
Кроме того, следует отметить, что повышение эффективности правосудия, укрепление гарантий защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, повышение доверия населения к судебной системе являются одними из наиболее приоритетных задач при регламентации норм процессуального права. Однако выполнение указанных задач представляется невозможным без совершенствования процессуальных правил проверки законности и обоснованности принимаемых судебных решений.
С учетом изложенного, а также в целях обеспечения возможности устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые могут повлиять на законность обжалуемых судебных решений и лишить участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных проектом КАС, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права, предлагаем проект КАС после статьи 371 дополнить статьей 372 с последующим изменением нумерации следующего содержания:
«Статья 372. Пересмотр судебных решений в порядке надзора по протесту Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики или заместителя Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики
1. Председатель Верховного Суда Донецкой Народной Республики или заместитель Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики по жалобе заинтересованных лиц либо по собственной инициативе вправе внести в Президиум Верховного Суда Донецкой Народной Республики протест о пересмотре судебных решений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных решений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
2. Дело по протесту Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики или заместителя Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики рассматривается Президиумом Верховного Суда Донецкой Народной Республики в порядке, предусмотренном статьей 371 настоящего Кодекса.
3. Председатель Верховного Суда Донецкой Народной Республики или заместитель Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, внесшие протест, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Донецкой Народной Республики дела, о пересмотре которого ими внесено представление.
4. Жалоба, указанная в части 1 настоящей статьи, может быть подана в течение четырех месяцев со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу».
Статьей 400 проекта КАС вносятся изменения в Закон Донецкой Народной Республики от 15.01.2020 № 92-IIНС «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 92-IIНС), в частности, в статью 2 указанного Закона.
При этом частью 8 статьи 2 Закона № 92-IIНС предусмотрено, что полномочия Верховного Суда Донецкой Народной Республики, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон.
Аналогичная норма закреплена и в российском законодательстве.
Анализ вносимых изменений в статью 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» свидетельствует о том, что они были внесены отдельными законами, не имеющими иного предмета регулирования.
Вследствие этого считаем необходимым статью 400 проекта КАС исключить, а соответствующие изменения изложить отдельным проектом закона.
На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный проект КАС с учётом указанных замечаний и предложений.