В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О запрете реабилитации и героизации нацистских коллаборационистов времен Великой Отечественной войны» (далее – законопроект).
Следует отметить, что реабилитация и героизация нацистских коллаборационистов, лиц и организаций, причастных к преступлениям против человечества во время Великой Отечественной войны несет угрозу основополагающим ценностям демократии и прав человека, серьезный вызов международной и региональной безопасности и стабильности в целом, в связи с чем осуждение прославления нацистского движения соответствует положениям Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21.12.1965.
Вместе с тем в Донецкой Народной Республике действует Закон Донецкой Народной Республики от 29.05.2015 № 51-IHC «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 51-IHC), предметом регулирования которого является определение правовых и организационных основ противодействия экстремистской деятельности, а также установление ответственности за ее осуществление.
Подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 1 Закона № 51-IHC предусмотрено, что экстремистская деятельность (экстремизм) это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на разжигание расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Кроме того, под экстремизмом понимается пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой, кроме воспроизведенной непосредственно на предметах религиозного культа, предметах народных культур, орнаментах архитектуры (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 1 Закона № 51-IHC), публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление в целях массового распространения (подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 1 Закона № 51-IHC).
Следовательно, Законом № 51-IHC создан инструментарий для противодействия экстремистской деятельности.
С учетом того, что положения законопроекта, как и положения Закона № 51-IHC, устанавливают запрет на деятельность лиц и организаций, направленную на реабилитацию и героизацию нацистского режима, необходимо учитывать возможную коллизию норм в случае принятия законопроекта.
Частью 2 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «к организациям нацистских коллаборационистов относятся … иные формирования, признанные таковыми в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».
Обращаем внимание, что перечень организаций нацистских коллаборационистов устанавливается непосредственно данным законопроектом. Иное законодательное регулирование в отношении организаций нацистских коллаборационистов отсутствует, поскольку запрет на разжигание расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики устанавливается Законом № 51-IHC.
В связи с этим представляется нецелесообразным использование конструкции «иные формирования, признанные таковыми в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики» в части 2 статьи 1 законопроекта.
Кроме того, статьей 8 законопроекта предусмотрено внесение изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики, направленное на установление уголовной ответственности за нарушение запретов, предусмотренных настоящим законопроектом.
В то же время, в Уголовном кодексе Донецкой Народной Республики в настоящее время установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 325), за организацию экстремистского сообщества (статья 329), за организацию деятельности экстремистской организации (статья 330). Указанные правовые нормы в полной мере обеспечивают необходимый механизм противодействия экстремистским проявлениям, к которым относится деятельность организаций, признанных в судебном порядке экстремистскими.
Также отмечаем, что внесение таких изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации. В связи с этим предлагаем статью 8 законопроекта исключить.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанное замечание.