В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 33 и 34 Закона Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «усовершенствование бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике в части конкретизации источников доходов Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и местного бюджета, что позволит в полном объеме отражать органам государственной власти доходы бюджетов и будет способствовать своевременному осуществлению финансирования мероприятий, в том числе социальных, проводимых в государстве».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Частью 2 статьи 33 Закона Донецкой Народной Республики от 28.06.2019 № 46-IIНС «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» (далее – Закон № 46-IIНС) предусмотрен перечень неналоговых доходов зачисляемых в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.
В свою очередь, в подпункте «н» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается данную часть дополнить пунктом 733 следующего содержания:
«733) поступлений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества) бюджетных учреждений в части реализации основных средств (зачисляемых в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики) – по нормативу 100 процентов;».
В то же время пунктом 9 части 1 статьи 2 Закона № 46-IIНС установлено, что «бюджетное учреждение – государственное или муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы».
Обращаем внимание на то, что в предлагаемой редакции пункта 733 не конкретизирован вид бюджетного учреждения (государственное либо муниципальное). Указанный недостаток может привести к неверному толкованию и применению норм Закона № 46-IIНС.
Кроме того, классификация бюджетных учреждений на государственные и муниципальные также исходит из предписаний части 1 статьи 153 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики (вступает в силу с 01.07.2020).
Аналогичное замечание в полной мере применимо и к подпункту «о» пункта 1, подпунктам «ж» и «з» пункта 2 статьи 1 законопроекта.
На основании изложенного предлагаем:
1) в подпунктах «н» и «о» пункта 1 статьи 1 законопроекта слова «бюджетных учреждений» заменить словами «государственных бюджетных учреждений»;
2) подпунктах «ж» и «з» пункта 2 статьи 1 законопроекта слова «бюджетных учреждений» заменить словами «муниципальных бюджетных учреждений».
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.