Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 1642 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики» № 852-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 1642 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью «является закрепление в переходных положениях Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики положений, устанавливающих требования к доверенностям на совершение сделок, требующих нотариальной формы и предметом которых выступает недвижимое имущество».

Проведенный анализ законопроекта показал, что он направлен на обеспечение сохранности недвижимого имущества, расположенного на территории Донецкой Народной Республики, и недопущения распоряжения таким имуществом нежелательными гражданами и организациями, действующими через третьих (аффилированных) лиц.

В частности, законопроектом устанавливается, что:

1) до 1 января 2022 года совершение сделок, регистрация, а также распоряжение недвижимым имуществом на основании доверенности, требующей нотариальной формы, подлежит нотариальному удостоверению нотариусом Донецкой Народной Республики в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 21 декабря 2018 года № 08-IIHC «О нотариате»;

2) доверенности, которые приравниваются к нотариально удостоверенным, согласно части 2 статьи 243 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, предметом которых выступает недвижимое имущество удостоверяются в соответствии с законом;

3) до 1 января 2022 года в отношении доверенностей, предметом которых выступает недвижимое имущество, передоверие не допускается.

Указанные ограничения обуславливаются спецификой нынешней политико-правовой обстановки в Донецкой Народной Республике, характеризующейся продолжающимся актом военной агрессии со стороны государства Украина и связаны с существенными ограничениями в реализации своих имущественных и других законных прав на Украине для значительного числа граждан Донецкой Народной Республики.

При этом частью 1 статьи 12 Конституции Донецкой Народной Республики в Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики. Так, институты представительства и доверенности являются общепризнанными правовыми инструментами, способствующими реализации гражданами принадлежащих им прав.

Кроме того, необходимо отметить, что действие законопроекта будет направлено на все категории лиц (вне зависимости от гражданства и места жительства), которые реализовывали свои права на основании доверенностей иностранных государств, а не только на «нежелательных граждан и организаций». Вследствие этого при рассмотрении законопроекта необходимо учитывать, что его принятие вызовет рост социальной напряженности, поскольку создаст трудности для многих «обычных» граждан в реализации принадлежащих им имущественных прав в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории Донецкой Народной Республики.

Также сообщаем, что проект закона не соответствует предписаниям Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учётом изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть вышеуказанные замечания и предложения.