Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 795-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «усовершенствование правоотношений, связанных с установлением сроков подачи субъектами хозяйствования налоговой декларации и установлением граничных сроков уплаты налогов, сборов и обязательных платежей согласно положениям Закона, обеспечение единства правовых норм Закона и положений действующего законодательства Донецкой Народной Республики в части урегулирования вышеуказанных правоотношений, а также закрепление отдельного вида нарушения и ответственности, связанного с нарушением правил уплаты (перечисления) налогов и сборов».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Подпунктом «а» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается изложить пункт 70.1 статьи 70 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-ІНС) в новой редакции. Так, предложением первым абзаца первого предлагаемой редакции пункта 70.1 статьи 70 Закона № 99-ІНС предусмотрено следующее:

«Для определения и исчисления налога на прибыль налоговым периодом, по выбору налогоплательщиков, является календарный месяц или календарный квартал, за исключением случаев, определенных настоящим Законом».

В свою очередь, в соответствии с абзацем третьим рассматриваемой структурной единицы «в случаях, определенных настоящим Законом, налоговым периодом является календарное полугодие, календарный год».

Вместе с тем пунктом 30.3 статьи 30 Закона № 99-ІНС предусмотрено, что налоговыми периодами являются соответственно календарный месяц, календарный квартал, календарное полугодие и календарный год.

Таким образом, абзац третий предлагаемой редакции пункта 70.1 статьи 70 Закона № 99-ІНС с учетом предложения первого абзаца первого является излишним.

В связи с этим предлагаем исключить абзац третий предлагаемой редакции пункта 70.1 статьи 70 Закона № 99-ІНС.

Подпунктом «а» пункта 7 статьи 1 законопроекта предлагается в пункте 110.3 статьи 110 Закона № 99-ІНС слова «Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела».

Следует отметить, что конструкция «Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики» используется и в иных структурных единицах Закона № 99-ІНС (в том числе и в тех, в которые законопроектом не вносятся соответствующие изменения).

В связи с этим предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.

В соответствии со статьей 2 законопроекта:

«1. Пункты 1–11, 14–15 настоящего Закона вступают в силу с первого числа календарного квартала, следующего за месяцем официального опубликования настоящего Закона.

2. Субъекты хозяйствования, для выбора периода отчетности, подают заявление в соответствующий территориальный орган доходов и сборов не позднее 10 календарных дней со дня вступления в силу пунктов 1–11, 14–15 настоящего Закона».

Стоит отметить, что законопроект, исходя из своей структуры, состоит из двух статей. Следовательно, при изложении ссылок на структурные единицы разработчику необходимо указывать конкретную статью законопроекта, что будет соответствовать пункту 64 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС.

В связи с вышеуказанным предлагаем изложить статью 2 законопроекта в следующей редакции:

 «1. Пункты 1–11, 14–15 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с первого числа календарного квартала, следующего за месяцем официального опубликования настоящего Закона.

2. Субъекты хозяйствования, для выбора периода отчетности, подают заявление в соответствующий территориальный орган доходов и сборов не позднее 10 календарных дней со дня вступления в силу пунктов 1–11, 14–15 статьи 1 настоящего Закона».

На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.