В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О профессиональных союзах» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «создание благоприятных условий для развития международных отношений между профсоюзами Донецкой Народной Республики и других стран, укрепление профсоюзного единства, повышение статуса республиканского объединения профсоюзов, устранение имеющихся пробелов в осуществлении деятельности профсоюзов на основании действующего в Донецкой Народной Республике законодательства».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем, считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 2 Закона Донецкой Народной Республики от 23 июля 2015 года № 65-IНС «О профессиональных союзах» (далее – Закон № 65-IНС) изложить в новой редакции.
Так, часть 7 предлагаемой редакции статьи 2 Закона № 65-IНС предусматривает, что деятельность от имени профсоюза (его организаций) без соблюдения норм, определенных в частях 5 и 6 настоящей статьи, не допускается.
В свою очередь, части 5 и 6 предлагаемой редакции статьи 2 Закона № 65-IНС предусматривают правила, согласно которым представлять интересы членов профсоюза, трудящихся определенной отрасли или вида профессиональной деятельности, имеет право только один профсоюз, а представлять интересы членов профсоюзов, трудящихся всех отраслей может только одно республиканское объединение профсоюзов.
Следует отметить, что установление подобных предписаний императивного характера несвойственно для правовой природы профессиональных союзов как добровольных некоммерческих общественных объединений граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности (обучения), создаваемых в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Также остаются непонятными реальные правовые последствия нарушения предписания, установленного предлагаемой редакцией части 7 статьи 2 Закона № 65-IНС.
Кроме того, подобные ограничения не предусмотрены статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Соответственно, пункт 1 статьи 1 законопроекта не в полной мере соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Отдельно следует указать, что иные положения законопроекта носят технический характер.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект.