В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О Государственной оперативно-спасательной службе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «устранение правовых коллизий в законодательстве и совершенствование правового регулирования правоотношений в сфере прохождения службы в органах и подразделениях Государственной оперативно-спасательной службы, устранение проблемных вопросов, возникающих при практическом применении норм Закона».
Также в пояснительной записке указывается, что законопроектом предусматривается изменение норм, регулирующих сложившиеся правоотношения в сфере прохождения Государственной оперативно-спасательной службы. В частности, исключаются нормы, закрепляющие определение Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики квалификационных требований к лицам, принимаемым на службу в органы и подразделения государственной оперативно-спасательной службы, поскольку указанные правоотношения в настоящее время регламентированы в Положении о порядке прохождения Государственной оперативно-спасательной службы лицами рядового и начальствующего состава, утвержденном Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 13.09.2018 № 2-36 (далее – Положение № 2-36).
В то же время анализ законопроекта позволяет прийти к выводу о том, что вышеуказанные полномочия Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики по установлению квалификационных требований к лицам исключаются, при этом законопроектом предусматривается, что Положение о порядке прохождения Государственной оперативно-спасательной службы лицами рядового и начальствующего состава будет утверждаться Главой Донецкой Народной Республики, а не Правительством Донецкой Народной Республики.
Указанный факт никоим образом не раскрывается разработчиком в пояснительной записке. Таким образом, в случае принятия законопроекта в текущей редакции возникнет ситуация, при которой будет сохранять своё действие Положение № 2-36. При этом законопроект не содержит предписаний, уполномочивающих Правительство Донецкой Народной Республики привести свои акты в соответствие с данным законопроектом. Тем самым создаются предпосылки для «двойной» регламентации данной сферы правоотношений.
Вследствие этого законопроект в указанном аспекте нуждается в доработке.
Также пунктом 7 статьи 1 законопроекта предлагается часть 2 статьи 23 Закона Донецкой Народной Республики от 30.04.2016 № 127-IНС «О Государственной оперативно-спасательной службе» (далее – Закон № 127-IНС), изложить в следующей редакции: «Лица рядового и начальствующего состава могут быть уволены со службы по следующим основаниям: …».
В свою очередь, действующая редакция абзаца первого части 2 статьи 23 Закона № 127-IНС предусматривает, что «лица рядового и начальствующего состава увольняются со службы».
Используемая конструкция «могут быть уволены» при буквальном толковании, позволяет прийти к выводу о том, что лица при наличии оснований, установленных частью 2 статьи 23 Закона № 127-IНС (например, непригодность по состоянию здоровья, осуждение в установленном порядке за совершение преступления и т.д.) могут быть не уволены с Государственной оперативно-спасательной службы. Тем самым, создаются предпосылки для неоднозначного применения соответствующих положений Закона № 127-IНС.
Следовательно, конструкция «могут быть уволены», закреплённая в пункте 7 статьи 1 законопроекта, противоречит части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах», поскольку допускает различное толкование указанной правовой нормы. В связи с чем, Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает пункт 7 статьи 1 законопроекта доработать.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.