Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 27 Закона Донецкой Народной Республики «Об Общественной палате Донецкой Народной Республики» № 746-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 27 Закона Донецкой Народной Республики «Об Общественной палате Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является усовершенствование работы Общественной палаты Донецкой Народной Республики (далее – Общественная палата). Так, по мнению разработчика, «на сегодняшний день возникла необходимость расширить меры поощрений Общественной палаты Донецкой Народной Республики для членов Общественной палаты путем закрепления на законодательном уровне возможности применения такого вида поощрения как денежного вознаграждения. Внесение данных изменений позволят стимулировать работу членов Общественной палаты».

В частности, в законопроекте предлагается дополнить статью 27 Закона Донецкой Народной Республики от 29.03.2019 № 25-IIНС «Об Общественной палате Донецкой Народной Республики» (далее – Закон 25-IIНС) частью 3 следующего содержания:

«Общественная палата может применять отдельные виды поощрений членов Общественной палаты, в том числе денежное вознаграждение.

Денежное вознаграждение членов Общественной палаты осуществляется в установленном Главой Донецкой Народной Республики порядке за счет средств, предусмотренных на финансирование деятельности Общественной палаты».

Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на то, что предлагаемые разработчиком изменения не отвечают основному предназначению Общественной палаты.

Так, согласно статье 1 Закона 25-IIНС Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Донецкой Народной Республики, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность и зарегистрированных в установленном порядке на территории Донецкой Народной Республики, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов социально-экономического и культурного развития Донецкой Народной Республики, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Донецкой Народной Республики и демократических принципов развития гражданского общества.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 25-IIНС Общественная палата – независимый коллегиальный орган, действующий на общественных началах.

В свою очередь, предлагаемые разработчиком законопроекта изменения нивелируют вышеуказанные предписания Закона № 25-IIНС, поскольку по своему содержанию, деятельность на общественных началах предполагает деятельность без получения платы (в виде дополнительной общественной нагрузки). При этом сам факт избрания членом Общественной палаты может рассматриваться в качестве поощрения, поскольку согласно части 1 статьи 4 Закона № 25-IIНС членом Общественной палаты «может быть гражданин … имеющий заслуги перед Донецкой Народной Республикой и пользующийся признанием и уважением среди населения Донецкой Народной Республики».

Разработчиком в пояснительной записке указывается, что законопроект «по своей сути отражает компилирование норм Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, поскольку аналогичные правоотношения, касающиеся вопросов денежного вознаграждения, урегулированы Законом Донецкой Народной Республики от 15 августа 2015 года № 70-ІНС «О статусе депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики».

Однако с указанным выводом нельзя согласиться, поскольку правовой статус депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики и правовой статус члена Общественной палаты различны. В частности, избрание гражданина депутатом предполагает наделение его государственно-властными полномочиями, а также определённым правовым статусом, в том числе, предусматривающим оплату его труда государством. Тогда как член Общественной палаты подобного правового статуса не имеет.

Кроме того, предлагаемые разработчиком изменения не в полной мере отвечают законодательному опыту Российской Федерации.

Так, статья 4 Регламента Общественной палаты Российской Федерации, утверждённого решением Общественной палаты Российской Федерации (протокол от 21.12.2015 № 126-П), действительно (как на это указывает разработчик в пояснительной записке) предусматривает, что «Общественная палата может учреждать общественные награды, награждение которыми производится по решению совета Общественной палаты, а также применять иные виды поощрений, в том числе с вручением сувенирных изделий с символикой Общественной палаты».

Однако анализ указанного положения позволяет сделать вывод о нефинансовом характере возможного поощрения.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах законов антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики не поддерживает представленный законопроект.