В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской законопроект «направлен на реализацию конституционного права граждан Донецкой Народной Республики на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, путем упорядочивания комплексной системы реализации, социальной поддержки отдельных категорий работников, установления дополнительных льготных категорий граждан на получение бесплатного твердого топлива (угля) и улучшения механизма реализации социальной поддержки отдельных категорий работников».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
В пункте 2 статьи 1 законопроекта разработчиком предлагается изложить в новой редакции статью 221 Закона Донецкой Народной Республики от 12.06.2015 № 57-IНС «О государственном регулировании в сфере добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), об особенностях социальной защиты работников горных предприятий» (далее – Закон № 57-IНС).
Так, предлагаемой редакцией части 1 статьи 221 Закона № 57-IНС предусматривается следующее:
«В соответствии с настоящей статьей меры по выполнению социальных обязательств перед работниками и другими категориями лиц осуществляются в случае:
1) ликвидации горных предприятий. Данная мера реализуется путем предоставления компенсационной выплаты на приобретение твердого топлива (угля) для бытовых нужд (далее – компенсационная выплата). Порядок предоставления компенсационной выплаты определяется Главой Донецкой Народной Республики. В случае предоставления компенсационной выплаты обеспечение твердым топливом (углем) для бытовых нужд в натуральном виде не осуществляется;
2) консервации или нахождения в стадии ликвидации горных предприятий. Данная мера реализуется путем обеспечения твердым топливом (углем) для бытовых нужд в натуральном виде или предоставления компенсационной выплаты в соответствии с пунктом 1 настоящей части. Порядок и нормы обеспечения твердым топливом (углем) для бытовых нужд в натуральном виде определяются Правительством Донецкой Народной Республики. В случае обеспечения твердым топливом (углем) для бытовых нужд в натуральном виде предоставление компенсационной выплаты не осуществляется».
Обращаем внимание на конструкции «ликвидации горных предприятий. Данная мера реализуется путем» и «консервации или нахождения в стадии ликвидации горных предприятий. Данная мера реализуется путем». Исходя из их содержания, сложно прийти к выводу о том, какая именно мера имеется в виду, поскольку в предлагаемой редакции части 1 статьи 221 Закона № 57-IНС перечислены только случаи реализации мер по выполнению социальных обязательств. Несовершенство данных конструкций может создать предпосылки для формирования ошибочного вывода о том, что под «мерой» понимаются ликвидация и консервация горных предприятий.
Далее, согласно предложению первому части 2 предлагаемой редакции статьи 221 Закона № 57-IНС «указанные в части 1 настоящей статьи меры осуществляются в отношении категорий лиц, проживающих в домах с печным отоплением и (или) при наличии кухонного очага на твердом топливе (угле)».
Вместе с тем, исходя из действующей редакции указанной статьи, соответствующие меры осуществляются при проживании в любых жилых помещениях с печным отоплением и (или) при наличии кухонного очага на твердом топливе (угле), а не только в домах. Следовательно, законопроектом предполагается сужение круга лиц имеющих право на получение вышеупомянутой социальной поддержки, что не соответствует целям законопроекта, указанным в пояснительной записке.
Кроме того, статьями 2-5 законопроекта в отдельные законы вносятся изменения, предполагающие их дополнение нормами о социальной поддержке некоторых групп пенсионеров путем предоставления им возможности получения компенсационной выплаты на приобретение твердого бытового топлива. При этом условием получения такой выплаты является проживание в жилых помещениях с печным отоплением и (или) кухонным очагом на твердом топливе, а не только в домах.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC) текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
С учетом изложенного предлагаем пункт 2 статьи 1 законопроекта доработать.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.