В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 6 и 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – законопроект).
В соответствие с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «обеспечение защиты прав страхователя в сфере договорных обязательств, сбалансированности страхового резерва страховщика и размеров страховых сумм, которые возмещаются потерпевшему при наступлении страхового случая, усовершенствования правового механизма осуществления выплат страховщиком страховых сумм, стабилизации страховых резервов страховщика на уровне, необходимом для полноценного выполнения обязательств по страхованию, недопустимости случаев банкротства страховщиков, а также усовершенствования правоотношений в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В частности, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 6 Закона Донецкой Народной Республики от 24.05.2019 № 37-IIHC«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 37-IIHC) изложить в следующей редакции:
«1. Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
1) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 160 тысяч российских рублей;
2) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 120 тысяч российских рублей.
2. Если размер вреда по одному случаю превысит пятикратный размер страховой суммы, то возмещение каждому потерпевшему пропорционально уменьшается».
Обращаем внимание на то, что предлагаемая редакция части 2 статьи 6 Закона № 37-IIHCотсутствует в Федеральном законе Российской Федерации от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ № 40) и заимствована из Закона Украины от 1.07.2004 № 1961-IV «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (абзац 2 пункта 9.2 статьи 9), что не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
Еще одним аргументом в пользу нецелесообразности предлагаемой редакции части 2 статьи 6 Закона № 37-IIHC является несоразмерность страховых сумм, изложенных в ФЗ № 40 (500 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего и 400 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего) и Законе № 37-IIHC (160 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего; 120 тысяч российских рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего). Учитывая вышеуказанную разницу в страховых суммах, в случае принятия предлагаемой редакции части 2 статьи 6 Закона № 37-IIHC, создаются предпосылки для недостаточного обеспечения прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.
Кроме того, в отличие от Закона № 37-IIHCроссийский законодатель предусматривает возможность для владельцев транспортных средств, застраховавших свою гражданскую ответственность дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм.
Таким образом, предлагаемая редакция части 2 статьи 6 Закона № 37-IIHC ухудшает положение потерпевших при наступлении страхового случая.
С учетом изложенного предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта исключить.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании вышеизложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.