В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О библиотеках и библиотечном деле» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской «с момента вступления в силу Закона Донецкой Народной Республики от 3 июня 2016 года № 135-IHC «О библиотеках и библиотечном деле», на практике был выявлен ряд проблемных вопросов, в частности, касающихся хранения библиотеками документов и литературы, признанных судом экстремистскими. Совершенствование вышеуказанного закона позволит оптимизировать и сделать эффективней его практическое применение».
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается часть 1 статьи 19 Закона Донецкой Народной Республики от 3 июня 2016 года № 135-IHC «О библиотеках и библиотечном деле» (далее – № 135-IHC) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Хранение документов и литературы, признанных судом в установленном порядке экстремистскими, осуществляется в специальном фонде библиотеки. Порядок доступа и допуска третьих лиц к документам и литературе, признанных судом экстремистскими, утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, по согласованию с государственным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной безопасности».
Следовательно, вышеуказанной структурной единицей законопроекта разрешается вопрос хранения и допуска третьих лиц к документам и литературе, признанных экстремистскими.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона № 135-IHC «центральные библиотеки – ведущие библиотеки территорий, которые обязаны формировать, сохранять и предоставлять в пользование наиболее полное собрание документов в пределах своей территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам разных видов на соответствующих территориях, в отрасли, ведомстве».
Данная норма Закона № 135-IHC обязывает библиотеки предоставлять в пользование наиболее полное собрание документов.
Анализ вышеуказанных положений не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что делать, если экстремистский материал оказался в коллективном сборнике материалов, в энциклопедическом или периодическом издании. Например, в библиотеке имеется многотомная энциклопедия, одна статья в которой признана экстремистской.
Учитывая изложенное считаем целесообразным доработать законопроект в указанном аспекте.
Далее, пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается часть 3 статьи 23 Закона № 135-IHC дополнить словами «и Правилами пользования библиотекой, утвержденными на основании Типовых правил пользования библиотекой».
В действующей редакции части 3 статьи 23 Закона № 135-IHC указано, что Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных и дополнительных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Следовательно, действующая редакция части 3 статьи 23 Закона № 135-IHC охватывает все нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, в том числе и «Правила пользования библиотекой, утвержденные на основании Типовых правил пользования библиотекой», в связи с чем предлагаем пункт 3 статьи 1 законопроекта исключить.
В пункте 4 статьи 1 законопроекта содержится ссылка на «абзац первый части 1 статьи 25». Следует указать, что часть 1 статьи 25 Закона № 135-IHC состоит из одного абзаца. В связи с этим предлагаем в пункте 4 статьи 1 законопроекта слова «абзаце первом» исключить.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.