В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 85 Закона Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «усовершенствование функционирования бюджетной системы Донецкой Народной Республики, исключение разночтений и однообразное применение норм Закона в части оплаты определенных банковских услуг».
В частности, законопроектом предполагается внесение изменений в статью 85 Закона Донецкой Народной Республики от 28.06.2019 № 46-IIНС «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» (далее – Закон № 46-IIНС), которой закреплены бюджетные полномочия Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики.
Так, действующей редакцией части 1 статьи 85 Закона № 46-IIНС предусмотрено следующее:
«Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики обслуживает счета бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики в соответствии с настоящим Законом на безвозмездной основе».
В свою очередь, в пункте 2 статьи 1 законопроекта разработчиком предлагается изложить указанную структурную единицу в следующей редакции:
«Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики осуществляет открытие и ведение счетов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики в соответствии с настоящим Законом на безвозмездной основе, за исключением операций, связанных с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений по оплате труда работников бюджетных учреждений, денежному содержанию (денежное вознаграждение, заработная плата) работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Донецкой Народной Республики, государственных служащих, иных категорий работников, командировочным и иным выплатам в соответствии с трудовыми договорами (контрактами) и законодательством Донецкой Народной Республики, а также банковских операций по переводу на счета получателей выплат, осуществляемых из государственных внебюджетных фондов, обслуживание которых осуществляется в соответствии с тарифами, утвержденными Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики на очередной финансовый год».
Таким образом, предлагаемой редакцией части 1 статьи 85 Закона № 46-IIНС предусматривается осуществление Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики отдельных бюджетных функций на возмездной основе. При этом данные бюджетные функции неотделимы от нормального функционирования бюджетных учреждений как некоммерческих организаций. Принятие указанных изменений повлечет за собой увеличение финансовой нагрузки на бюджетные учреждения при осуществлении ими финансовых операций с бюджетными средствами. Важно также подчеркнуть, что бюджетные учреждения не действуют с целью получения прибыли, вследствие этого для реализации на практике положений законопроекта потребуются дополнительные ассигнования за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
Также отмечаем, что согласно части 3 статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики «законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Донецкой Народной Республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, рассматриваются по представлению Правительства Донецкой Народной Республики или при наличии заключения Правительства Донецкой Народной Республики».
Следовательно, внесение изменений, предлагаемых законопроектом, требует предварительного согласования с Правительством Донецкой Народной Республики, поскольку данные изменения непосредственно влияют на размеры расходов, покрываемых за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
Аналогичное замечание в полной мере применимо и к пункту 3 статьи 1 законопроекта, которым предусматривается исключение из части 2 статьи 85 Закона № 46-IIНС слов «на безвозмездной основе».
При этом действующей редакцией части 2 статьи 85 Закона № 46-IIНС установлено, что «кредитные организации Донецкой Народной Республики по соглашению с Республиканским казначейством Донецкой Народной Республики выполняют функции, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, в случае отсутствия учреждений Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики на соответствующей территории или невозможности выполнения ими указанных функций на безвозмездной основе».
Соответственно, исключение законопроектом конструкции «на безвозмездной основе» приведет к ситуации, в которой соответствующие кредитные организации будут выполнять на платной основе все функции Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики, указанные в части 1 статьи 85 Закона № 46-IIНС, в том числе и функцию открытия и ведения счетов бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, что повлечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на бюджетные учреждения.
Кроме того, предлагаемый подход противоречит законодательной практике Российской Федерации, и, следовательно, избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации. Так, абзацем первым части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ предусмотрено, что «кредитные организации без взимания платы выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций».
С учетом изложенного предлагаем пункты 2 и 3 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики не поддерживает представленный законопроект.