В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «актуализация законодательных норм в сфере промышленной безопасности в Донецкой Народной Республике, направленных на определение правовых, экономических и социальных основ обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и физических лиц-предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий».
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается статью 4 «Правовое регулирование в области промышленной безопасности» Закона Донецкой Народной Республики от 5 июня 2015 года № 54-ІНС «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 54-ІНС) дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, вправе утверждать руководства по безопасности, содержащие разъяснения требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению».
Отмечаем, что предлагаемое дополнение статьи 4 Закона № 54-ІНС не соответствует наименованию статьи. Внесение данных изменений представляется целесообразным в статью 3 «Требования промышленной безопасности» Закона № 54-ІНС.
Подпунктом «г» пункта 10 статьи 1 законопроекта предлагается переходные положения Закона № 54-ІНС дополнить частью 8 следующего содержания:
«Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктами 3 –5 части 5 настоящих Переходных положений, в том числе нарушений лицензионных условий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, от имени республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, вправе руководитель, его первый заместитель, заместители руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора».
Вместе с тем предлагаемая редакция части 8 переходных положений не согласована с предлагаемой редакцией части 7 (подпункт «в» пункта 10 статьи 1 законопроекта), которыми предусмотрен перечень лиц, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемой редакцией части 5 переходных положений (подпункт «а» пункта 10 статьи 1 законопроекта).
Так, предлагаемой редакцией части 7 переходных положений помимо руководителя, его первого заместителя, заместителей руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора предусмотрены и иные должностные лица, имеющие право рассматривать, в том числе, и дела об административных правонарушениях, закрепленных в предлагаемых пунктах 3-5 части 5 переходных положений.
С учетом изложенного предлагаем согласовать положения подпунктов «в» и «г» пункта 10 статьи 1 законопроекта.
Пунктом 11 статьи 1 законопроекта предусмотрено:
«в Приложении 1 к настоящему Закону:
а) часть 1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7) ведутся работы по генерации электроэнергии;»;
б) часть 1 дополнить пунктом 9 следующего содержания:
«9) эксплуатируется оборудование с напряжением 6 кВ и выше».
В соответствии с пояснительной запиской предусмотрено, что «ввиду регламентирования деятельности предприятий, производящих работы по генерации электроэнергии и эксплуатирующих оборудование с напряжением 6 кВ и выше, Законом Донецкой Народной Республики «Об электроэнергетике», последние не отнесены к опасным производственным объектам, хотя в технологическом процессе выполнения работ по генерации электроэнергии существует комплекс опасных производственных факторов, что создает угрозу вероятности возникновения аварийных ситуаций. Дополнение пунктами 7 и 9 части 1 перечня опасных производственных объектов, определенных Приложением 1 к Закону № 54-IHC, и установление классов опасности, путем дополнения частями 10 и 12 Приложения 2 к Закону 54-IHC, позволит подвергнуть должной оценке соответствия требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности объекты, на которых ведутся работы по генерации электроэнергии и эксплуатируется оборудование с напряжением 6 кВ и выше».
Вместе с тем Закон Донецкой Народной Республики от 17.04.2015 № 45-ΙНС «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 45-ΙНС) является специальным в сфере электроэнергетики, в том числе и в части установления требований к безопасности объектов электроэнергетики, что отражено, в частности в статье 27 «Государственное регулирование безопасности в сфере электроэнергетики» Закона № 45-ΙНС, которой закреплены вопросы, связанные с установлением обязательных требований надежности и безопасности объектов электроэнергетики.
Следует указать и на то, что в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 13.04.2018 № 223-ΙНС «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» аналогичные положения о предприятиях, производящих работы по генерации электроэнергии, которые ранее закреплялись в Законе № 54-IHC, были исключены.
Аналогичное замечание применимо и к подпунктам «ж», «и» пункта 12 статьи 1 законопроекта.
С учетом изложенного предлагаем пункт 11, подпункты «ж», «и» пункта 12 статьи 1 законопроекта исключить.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.