В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики в части приведения их положений в соответствие с Законом Донецкой Народной Республики от 28 июня 2019 года № 46-IIНС Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «совершенствование законодательства Донецкой Народной Республики в сфере организации и функционирования бюджетной системы Донецкой Народной Республики и гармонизацию отдельных норм законов Донецкой Народной Республики с положениями Конституции Донецкой Народной Республики, а также принятого Закон Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике», в части урегулирования бюджетных правоотношений в Донецкой Народной Республике».
Законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов Донецкой Народной Республики, в том числе, в Закон Донецкой Народной Республики от 6 марта 2015 года № 19-ІНС «Об оплате труда», в Закон Донецкой Народной Республики от 2 октября 2015 года № 80-IНС «О республиканских программах», в Закон Донецкой Народной Республики от 8 апреля 2016 года № 119-IНС «О государственной дактилоскопической регистрации», в Закон Донецкой Народной Республики от 31 августа 2018 года № 242-IHC «О статусе судей» в части приведения используемой в них терминологии в соответствие с предписаниями Закона Донецкой Народной Республики от 28 июня 2019 года № 46-IIНС Донецкой Народной Республики «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике».
В частности статьей 10 законопроекта предлагается внести в абзац третий части 7 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 31 августа 2018 года № 242-IHC «О статусе судей» (опубликован на официальном сайте Народного Совета Донецкой Народной Республики 10 сентября 2018 года) изменения, заменив слова «с момента принятия закона о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики» словами «со дня вступления в силу закона о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики на очередной финансовый год, предусматривающего соответствующее материальное обеспечение судей».
Отмечаем, что предлагаемая формулировка не носит однозначного характера, поскольку ее формальное толкование позволяет прийти к выводу о возможности вступления в силу закона о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики на очередной финансовый год, в котором не будет предусмотрено соответствующее материальное обеспечение судей.
В то же время, принятие подобного Закона будет противоречить предписаниям пункта 7 части 1 статьи 13 Закона Донецкой Народной Республики от 31 августа 2018 года № 242-IHC «О статусе судей», предусматривающим, что независимость судей, в частности, обеспечивается предоставлением судье за счет Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики материального и социального обеспечения соответствующего его высокому статусу.
В связи с этим предлагаем в статье 10 законопроекта конструкцию «, предусматривающего соответствующее материальное обеспечение судей» исключить.
В остальном положения не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованы, что обеспечит достижение основной цели законопроекта.
Следует также отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 89 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть указанные замечания и предложения.