В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 122 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «устранение правовых коллизий, противоречий отдельных положений налогового законодательства, регулирующего особенности налогообложения доходов физических лиц – работников угольной промышленности Донецкой Народной Республики, иным законодательным актам Донецкой Народной Республики, совершенствование правового регулирования отношений в сфере применения ставки подоходного налога к отдельным категориям работников».
По мнению разработчика, принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию правового регулирования правоотношений в сфере налогового законодательства, регулирующего особенности налогообложения доходов физических лиц – работников угольной промышленности Донецкой Народной Республики, повышению престижности шахтерского труда, повышению заработной платы работников угольной промышленности.
Так, законопроектом предлагается ставку подоходного налога для работников, занятых полный рабочий день на подземных работах установить в размере 10 процентов от суммы доходов в виде заработной платы, тогда как в настоящее время ставка установлена в размере 13 процентов от суммы месячного дохода.
Следует отметить социальную значимость представленного законопроекта, поскольку значительное число работников в Донецкой Народной Республике занято на подземных работах, учитывая экономическую специфику Донецкого края.
Одновременно с этим важно акцентировать внимание на том, что согласно пояснительной записке проект закона не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и расходов, покрываемых за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
В то же время к указанному выводу следует отнестись критично, ввиду того, что по факту работники, занятые на подземных работах, в случае принятия законопроекта будут отчислять меньший размер подоходного дохода. При этом законопроектом не предполагается компенсирование поступление меньшего размер подоходного налога каким-либо способом.
В связи с этим Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на необходимость предварительного согласования законопроекта с Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики и Министерством финансов Донецкой Народной Республики, поскольку указанные республиканские органы исполнительной власти являются непосредственно теми органами, которые обеспечивают формирование и реализацию государственной политики в сфере налогообложения и в финансовой сфере.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пункта 11 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает указанный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.