Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О Правительстве Донецкой Народной Республики» № 668-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О Правительстве Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «создание механизма для решения оперативных вопросов деятельности Правительства Донецкой Народной Республики».

Разработчиком законопроекта подчеркивается, что принятие указанного законопроекта позволит повысить эффективность и качество деятельности Правительства Донецкой Народной Республики.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать вывод о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается Закон Донецкой Народной Республики от 30.11.2018 № 02-IIНС «О Правительстве Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 02-IIНС) дополнить статьей 281 следующего содержания:

«Статья 281. Президиум Правительства Донецкой Народной Республики

1. Для решения оперативных вопросов Правительство Донецкой Народной Республики по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства Донецкой Народной Республики.

2. Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости.

3. Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства и не должны противоречить актам, принятым на заседании Правительства Донецкой Народной Республики.

Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства Донецкой Народной Республики».

Стоит отметить, что в предлагаемой статье не закреплен состав и порядок деятельности Президиума Правительства Донецкой Народной Республики. Обращаем внимание, что подобного рода норма отсутствует в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», однако закреплена в Законе Свердловской области от 04.11.1995 № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области» (статья 21), а также в Законе Республики Башкортостан от 14.03.2003 № 474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» (статья 28), что не противоречит избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Данные положения являются необходимыми, поскольку утверждают порядок формирования, планирования работы, подготовки заседаний Президиума Правительства Донецкой Народной Республики, что в свою очередь позволит урегулировать деятельность данного органа.

Учитывая изложенное предлагаем часть 3 предлагаемой статьи 281 Закона № 02-IIНС дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Состав и порядок деятельности Президиума Правительства Донецкой Народной Республики определяется Правительством Донецкой Народной Республики».

Далее, в предлагаемой статье 281 используется конструкция «Президиум Правительства Донецкой Народной Республики», наряду с которой используется формулировка «Президиум Правительства». Также наряду с конструкцией «Правительство Донецкой Народной Республики» используется формулировка «Правительство».

Необходимо отметить, что подобное различное написание понятий противоречит части 1 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС). Так, в части 1 статьи 28 Закона № 72-IНС установлено, что используемые в нормативных правовых актах понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, исключающем возможность различного толкования.

Исходя из этого, предлагаем положения предлагаемой статьи 281 (пункт 2 статьи 1 законопроекта) привести в соответствие с Законом № 72-IНС в вышеуказанном аспекте.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.