В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О дорожном движении» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «внесение изменений в основы правового регулирования и организации проведения обязательного технического осмотра транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования и зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики…».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать вывод о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Законопроектом предлагается процедуру проверки технического состояния транспортного средства осуществить в два этапа:
1) проверка технического состояния транспортного средства станцией технической диагностики, которая, по результатам проверки транспортного средства, выдает собственнику транспортного средства или уполномоченному им лицу диагностическую карту;
2) выдача сотрудником республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции на каждое исправное и укомплектованное транспортное средство талона о прохождении обязательного технического осмотра.
Следует отметить, что процедура проверки технического состояния транспортного средства, предлагаемая разработчиком законопроекта, существенно отличается от процедуры, закрепленной в Федеральном законе Российской Федерации от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон № 170-ФЗ). Так, в Законе № 170-ФЗ установлено, что технический осмотр транспортного средства проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра, который, по результатам проведения технического осмотра транспортного средства, выдает диагностическую карту.
Таким образом, Закон № 170-ФЗ предусматривает только один этап проверки технического состояния транспортного средства.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что разработчиком законопроекта предлагается закрепление более усложненной и, как следствие, продолжительной процедуры проверки технического состояния транспортного средства, что может неблагоприятно отразится на практике и не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного предлагаем законопроект доработать в указанном аспекте.
В пункте 2 статьи 1 законопроекта используется конструкция «обязательный технический осмотр транспортных средств», однако в пункте 6 статьи 1 законопроекта используется формулировка «обязательный технический осмотр (контроль) транспортных средств».
Следует отметить, что различное изложение вышеуказанных конструкций противоречит пункту 2 части 2 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах», в котором указано, что в тексте нормативного правового акта не допускается употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов).
Исходя из этого, предлагаем в пункте 6 статьи 1 законопроекта конструкцию «(контроль)» исключить.
Пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается часть 2 статьи 36 Закона Донецкой Народной Республики от 17.04.2015 № 41-IНС «О дорожном движении» (далее – Закон № 41-IНС) изложить в новой редакции.
Так, в пункте 1 предлагаемой редакции части 2 статьи 36 Закона № 41-IНС установлено, что проверку технического состояния транспортных средств могут осуществлять станции технической диагностики прошедшие аттестацию и имеющие оборудование, которое дает возможность проверять техническое состояние и делать лабораторно-экспертное заключение на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, эксплуатации транспортных средств.
Необходимо отметить, что лабораторно-экспертное заключение не является документом, подтверждающим соответствие транспортного средства безопасности дорожного движения. Соответствующим документом является диагностическая карта, которая оформляется по результатам проведения технического осмотра транспортного средства и содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности. Стоит отметить, что соответствующая карта предусмотрена в пункте 9 статьи 1 законопроекта.
Учитывая изложенное предлагаем в пункте 1 предлагаемой редакции части 2 статьи 36 Закона № 41-IНС конструкцию «и делать лабораторно-экспертное заключение» заменить на «транспортных средств».
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.