Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О средствах массовой информации» № 603-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О средствах массовой информации» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект разработан в целях «обеспечения прав журналистов и регламентации отношений между редакцией средства массовой информации и журналистом, при выполнении последним поручений редакции в особых условиях осуществления журналистской деятельности».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Законопроект основан на положениях Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2018 № 534-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее – ФЗ № 534), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

В законопроекте предлагается дополнить Закон Донецкой Народной Республики от 29.06.2015 № 59-IHC «О средствах массовой информации» (далее – Закон № 59-IHC) статьей 571, предусматривающей особенности осуществления представителями средств массовой информации своей деятельности в особых условиях.

Так, абзацем первым предлагаемой редакции статьи 571 предусмотрено следующее:

«Выполнение поручения редакции в особых условиях предполагает осуществление сотрудником редакции профессиональной деятельности на территории Донецкой Народной Республики в районах боевых действий, определенных согласно законодательству Донецкой Народной Республики, в иностранном государстве, определенном законодательством Донецкой Народной Республики, которое находится в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта».

Обращаем внимание на то, что в предлагаемой редакции данной структурной единицы термин «выполнение поручения редакции в особых условиях» не включает в себя осуществление сотрудником редакции профессиональной деятельности на территории Донецкой Народной Республики на территории (объекте) проведения контртеррористической операции.

Данное упущение не позволит должным образом достигнуть целей, поставленных перед законопроектом и обеспечить безопасность указанной группы журналистов, а также иных лиц выполняющих совместно с журналистом соответствующие поручения редакции. Кроме того, подобный подход не соответствует законодательному опыту Российской Федерации.

На основании изложенного предлагаем абзац первый предлагаемой редакции статьи 571 доработать с учетом указанного замечания.

Далее, ФЗ № 534 предусмотрены положения, возлагающие на редакцию обязанность по выплате сотруднику редакции компенсации при причинении вреда его жизни или здоровью в процессе выполнения им поручения редакции в особых условиях, а также закреплены некоторые особенности порядка выплаты указанной компенсации.

Для совершенствования правового регулирования правоотношений, входящих в предмет законопроекта, установления для вышеуказанных лиц должных и необходимых правовых гарантий, а также с целью соблюдения избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации, предлагаем дополнить предлагаемую редакцию статьи 571 аналогичными положениями, закрепленными в ФЗ № 534.

В предлагаемой редакции статьи 571 используется конструкция «Правительство Донецкой Народной Республики». В то же время по тексту Закона № 59-IНС применяется термин «Совет Министров Донецкой Народной Республики». Исходя из этого, в случае принятия законопроекта, в новой редакции Закона № 59-IНС будет использовано различное наименование одного и того же органа, что противоречит основам юридической техники.

Учитывая изложенное предлагаем законопроект доработать в указанном аспекте.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 40, 48, 89 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.