Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 304 и 346 Закона Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» № 601-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 304 и 346 Закона Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской законопроект «направлен на усовершенствование норм действующего законодательства Донецкой Народной Республики в сфере таможенного регулирования процедуры временного ввоза и последующего вывоза транспортных средств, а также на исправление существующих недостатков в действующей процедуре».

Также указано, что в соответствии с действующей редакцией части 7 статьи 304 Закона Донецкой Народной Республики от 25.03.2016 № 116-IHC«О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 116-IHC) «в случае предоставления в таможенный орган владельцами уничтоженных транспортных средств достаточных документально подтвержденных доводов их утраты, срок временного ввоза останавливается, однако устанавливается обязанность вывоза уничтоженного транспортного средства за территорию Донецкой Народной Республики.

Данная норма является нецелесообразной и создает трудности для обычных граждан, обусловленные необходимость транспортировки уничтоженного транспортного средства, а по сути металлолома, за пределы Республики».

Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на то, что абзацем первым предлагаемой редакции части 7 статьи 304 Закона № 116-IHC (пункт 1 статьи 1 законопроекта) предусмотрено, что «в случае утраты или полного повреждения временно ввезенных транспортных средств личного пользования вследствие аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы действие срока временного ввоза останавливается при условии представления таможенным органам владельцами таких транспортных средств достаточных документально подтвержденных доводов их утраты или повреждения».

Вместе с тем согласно абзацу третьему рассматриваемой структурной единицы законопроекта «в случае прекращения таможенного режима временного ввоза согласно абзацу 1 части 7 настоящей статьи обратный вывоз транспортных средств не требуется».

Необходимо отметить, что абзац первый и третий предлагаемой редакции части 7 статьи 304 Закона № 116-IHC не согласованы между собой, поскольку в соответствии с абзацем первым действие срока временного ввоза останавливается, а в абзаце третьем указано о прекращении таможенного режима временного ввоза.

Обращаем также внимание на то, что частью 7 статьи 54 Закона № 116-IHC предусмотрено, что таможенный режим временного ввоза прекращается таможенным органом в установленном порядке в случае конфискации таких товаров, их полной утраты в результате аварии или обстоятельств непреодолимой силы при условии подтверждения фактов аварии или обстоятельств непреодолимой силы документами, выданными уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

С учетом изложенного предлагаем в абзаце первом предлагаемой редакции части 7 статьи 304 Закона № 116-IHC (пункт 1 статьи 1 законопроекта) конструкцию «действие срока временного ввоза останавливается» заменить на «таможенный режим временного ввоза прекращается».

Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в статью 346 Закона № 116-IHC, устанавливающую размеры штрафных санкций за превышение срока временного ввоза или временного вывоза товаров, транспортных средств и других предметов либо нарушение обязательства об обратном вывозе или обратном ввозе с указанием в пояснительной записке на то, что в действующей редакции Закона № 116-IHC установлены завышенные суммы штрафов, которые не ориентированы на существующее финансовое положение граждан.

С указанным нельзя согласиться по следующим основаниям.

Так, подпунктом «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается в части 1 статьи 346 Законом № 116-IHC, предполагающей наложение штрафа в размере 10 (десяти) процентов стоимости товара, транспортного средства и иных предметов за превышение установленного, в соответствии с Законом № 116-IHC, срока временного ввоза товаров на таможенную территорию Донецкой Народной Республики или срока временного вывоза товаров за пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики, либо нарушение обязательства об обратном вывозе или обратном ввозе (не более чем на трое суток) слова «10 (десяти) процентов стоимости товара, транспортного средства и иных предметов» заменить словами «10000,00 (десяти тысяч) российских рублей».

Необходимо отметить, что в случае стоимости товара, транспортного средства и иных предметов менее ста тысяч российский рублей, нарушив часть 1 статьи 346 Законом № 116-IHC,лицу необходимо будет уплатить штраф менее десяти тысяч российских рублей.

Аналогичное замечание в полной мере относится и к подпунктам «б», «в» пункта 2 статьи 1 законопроекта.

С учетом изложенного считаем целесообразным согласовать размеры штрафных санкций, предусмотренные пунктом 2 статьи 1 законопроекта, с соответствующими государственными органами Донецкой Народной Республики.

Кроме того, в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.