В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 4 статьи 4 законопроекта предлагается дополнить Закон Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 42-IНС «О здравоохранении» (далее – Закон № 42-IНС) статьей 321 «Изделия медицинского назначения».
Положения предлагаемой статьи 321 основаны на положениях статьи 38 «Медицинские изделия» Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).
Так, частью 7 статьи 38 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что «ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации медицинских изделий в рамках проведения допинг-контроля осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Отметим, что аналогичное положение не закреплено в предлагаемой статье 321, тогда как частью 3 статьи 61 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 33-ΙНС «О физической культуре и спорте» (далее – Закон № 33-ΙНС) установлено, что «под допинг-контролем понимается регламентированный процесс, включающий планирование проведения тестов, взятие проб и обращение с ними, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций». Исходя из указанных положений Закона № 33-ΙНС можно прийти к выводу о возможности использования при проведении допинг-контроля и изделий медицинского назначения. В связи с этим предлагаем статью 321 после части 7 дополнить частью 8 с последующим изменением нумерации следующего содержания:
«Ввоз на территорию Донецкой Народной Республики и вывоз с территории Донецкой Народной Республики изделий медицинского назначения в рамках проведения допинг-контроля осуществляется в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики».
Редакцией части 10 статьи 321 предусмотрено, что «в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики, республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, осуществляет ведение государственного реестра изделий медицинского назначения и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет».
В то же время абзацем первым части 11 предлагаемой статьи 321 предусмотрено: «в государственный реестр изделий медицинского назначения и организаций (физических лиц – предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление изделий медицинского назначения, вносятся следующие сведения».
Обращаем внимание, что указанными редакциями частей используются различные наименования реестра: «государственный реестр изделий медицинского назначения» и «государственный реестр изделий медицинского назначения и организаций (физических лиц – предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление изделий медицинского назначения». Данный подход противоречит требованиям части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-ΙНС «О нормативных правовых актах», которой предусмотрено, что текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
Отметим и то, что положения Закона № 323-ФЗ, на которых основана предлагаемая статья 321 закрепляют следующее наименование реестра: «государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий». Аналогичное замечание в полной мере применимо к редакции пункта 1 части 12 статьи 321.
С учетом изложенного предлагаем часть 10, пункт 1 части 12 предлагаемой статьи 321 после слов «медицинского назначения» дополнить словами «и организаций (физических лиц-предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление изделий медицинского назначения».
Стоит отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 59 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.