В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статьи 4 и 14 Закона Донецкой Народной Республики «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан в целях наделения Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики «правом осуществления оперативно-разыскной деятельности на территории Донецкой Народной Республики для своевременного выявления и реагирования на возможные негативные процессы в исправительных учреждениях, которые могут быть пресечены в ходе реализации оперативно-значимой информации, полученной негласным способом».
Следует отметить, что предложенный подход в части закрепления за органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний полномочий по осуществлению оперативно-разыскной деятельности, в полной мере соответствует законодательному опыту Российской Федерации. Так, пунктом 8 части 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний.
Данное положение принято в развитие закрепленных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ задач: «в соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение» (часть 1 статьи 84).
Отметим и то, что до принятия Закона Донецкой Народной Республики от 24.08.2018 № 239-IНС «Об оперативно-разыскной деятельности», в соответствии с подпунктом 8 пункта 5.2 Временного положения об органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 29.03.2017 № 5-11, лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы имели право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия согласно законодательству Донецкой Народной Республики.
Следовательно, данный законопроект не только направлен на гармонизацию законодательства Донецкой Народной Республики с законодательством Российской Федерации, но и учитывает сложившиеся реалии Донецкой Народной Республики.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие.