В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан в целях реализации конституционной реформы исполнительной власти Донецкой Народной Республики, направленной на повышение эффективности осуществления политики государства и поспособствует полноценной реализации принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Законопроектом предусматривается внесение конституционных поправок в части закрепления нового порядка формирования Правительства Донецкой Народной Республики, назначения его руководящего состава, наделения Правительства Донецкой Народной Республики правом законодательной инициативы.
При разработке законопроекта учитывался опыт Российской Федерации, что позволит обеспечить гармонизацию законодательства Донецкой Народной Республики с законодательством Российской Федерации, а также усилить интеграционные процессы.
Акцентируем внимание на пункте 2 статьи 1 законопроекта, которым предлагается статью 56 Конституции Донецкой Народной Республики (далее – Конституция) изложить в новой редакции.
Следует отметить, что согласно части 6 статьи 56 Конституции Глава Донецкой Народной Республики обладает неприкосновенностью. В то же время предлагаемая разработчиком редакция данной статьи, как и законопроект в целом, не предусматривает подобных положений.
Исключение данных предписаний из Конституции приведет к нивелированию одной из основных правовых гарантий деятельности Главы Донецкой Народной Республики, что не может считаться допустимым в силу особой значимости осуществляемых им государственно-властных функций. Данный шаг не позволит обеспечить должную охрану Главы Донецкой Народной Республики от противоправных посягательств, а также беспрепятственное и надлежащее осуществление, возложенных на него Конституцией и законами, прав и обязанностей.
Также акцентируем внимание на том, что закрепление в Основном законе предписаний о неприкосновенности главы государства характерно для конституций множества развитых стран, и в том числе для Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного предлагаем в пункте 2 статьи 1 законопроекта предлагаемую редакцию части 56 дополнить частью следующего содержания:
«5.Глава Донецкой Народной Республики обладает неприкосновенностью.».
В остальном положения законопроекта внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие.