Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 34 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране атмосферного воздуха» № 585-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 34 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране атмосферного воздуха» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект разработан в целях «совершенствования экологического и административного законодательства».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

В пункте 2 законопроекта разработчиком предлагается изложить в новой редакции часть 5 статьи 34 Закона Донецкой Народной Республики от 25.05.2018 № 226-IHC «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 226-IHC).

В частности, абзацем первым предлагаемой редакции части 5 статьи 34 Закона № 226-IHC предусмотрены особенности подведомственности дел об административных правонарушениях в сфере охраны атмосферного воздуха, которые действуют до вступления в силу Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.

В свою очередь абзацем вторым предлагаемой редакции части 5 статьи 34 Закона № 226-IHC закреплены отдельные составы административных правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха. При этом отсутствует указание на то, что положения данного абзаца действуют до вступления в силу Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.

Следует отметить, что определение особенностей привлечения лиц к административной ответственности не входит в предмет регулирования Закона № 226-IHC. В предмет регулирования данного Закона может входить установление действенных механизмов и способов выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений, однако никак не регламентирование оснований и условий привлечения лиц к административной ответственности.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики подчеркивает определяющее значение закрепления и применения единого порядка при разрешении вопроса об административной ответственности для обеспечения должного соблюдения всеми субъектами основополагающих принципов законодательства об административных правонарушениях. Таким образом, сущность административной ответственности, а также виды административных правонарушений, процедура, иные особенности рассмотрения соответствующей категории дел обязаны быть закреплены исключительно в кодифицированном нормативном правовом акте Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.

В связи с этим является недопустимым закрепление в Законе № 226-IHC составов административных правонарушений, которые будут действовать и после вступления в силу Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.

Далее, акцентируем внимание на том, что в пункте 2 законопроекта разработчиком используются термины «административные наказания» и «административный штраф».

В соответствии с пунктом 1 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 2-22 «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях» на территории Донецкой Народной Республики применяется Кодекс Украины об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от 19.11.2013) (далее – КоАП Украины).

Следует отметить, что КоАП Украины не предусматривает закрепление и использование вышеуказанных конструкций. В частности, в КоАП Украины применяются конструкции «административное взыскание» и «штраф».

Данный недостаток законопроекта не позволит обеспечить корреляцию норм действующего законодательства об административных правонарушениях и вступает в противоречие с частью 1 статьи 28 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах», которой предусмотрено, что используемые в нормативных правовых актах понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, исключающем возможность различного толкования.

С учетом изложенного предлагаем в пункте 2 законопроекта:

1) слово «Установить» заменить словами «До вступления в силу Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях установить»;

2) слово «наказания» заменить словом «взыскания»;

3) слова «административного штрафа» заменить словом «штрафа».

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 34, 39, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.