Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О гарантиях Главе Донецкой Народной Республики, прекратившему исполнение полномочий, и членам его семьи» № 584-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О гарантиях Главе Донецкой Народной Республики, прекратившему исполнение полномочий, и членам его семьи» (далее – законопроект).

Согласно пояснительной записке данный законопроект «направлен на установление социальных и иных гарантий Главе Донецкой Народной Республики, прекратившему исполнение полномочий, а также членам семьи Главы Донецкой Народной Республики, досрочно прекратившему исполнение полномочий в связи со смертью».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

В статье 1 законопроекта установлено, что «Главе Донецкой Народной Республики, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности, а также досрочно (в соответствии с пунктами 1–4 части 1 статьи 61 Конституции Донецкой Народной Республики), в местах его постоянного или временного пребывания пожизненно предоставляется государственная охрана, включая обеспечение специальной связью, медицинское и транспортное обслуживание в объеме и порядке, определенном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики».

Необходимо отметить, что в пунктах 1, 4 части 1 статьи 61 Конституции Донецкой Народной Республики установлено, что полномочия Главы Донецкой Народной Республики прекращаются досрочно в случае его смерти или признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Исходя из этого является безосновательным предоставление умершему, безвестно отсутствующему или объявленному умершим Главе Донецкой Народной Республики социальных гарантий, предусмотренных в статье 1 законопроекта.

На основании изложенного предлагаем в статье 1 законопроекта конструкцию «пунктами 1–4» заменить на «пунктами 2, 3».

Согласно статье 2 законопроекта «за Главой Донецкой Народной Республики, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи, круг которых определяется в соответствии с семейным законодательством, сохраняется право на медицинское обслуживание в объеме, который предоставлялся им на день прекращения исполнения полномочий Главы Донецкой Народной Республики».

Также, частью 1 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что «Главе Донецкой Народной Республики, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется в бесплатное пользование на территории Донецкой Народной Республики правительственная связь и другие виды связи, находящиеся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предоставляется право на внеочередное получение услуг связи».

Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на то, что в вышеуказанных структурных единицах законопроекта не конкретизировано, вследствие чего Глава Донецкой Народной Республики прекратил свои полномочия, что создает предпосылки для различного толкования и возможности предоставления ему и членам его семьи гарантий в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; его выезда за пределы Донецкой Народной Республики на постоянное место жительства; утраты им гражданства Донецкой Народной Республики; отрешения его от должности в связи с выражением ему недоверия Народным Советом Донецкой Народной Республики и т.п.

Вместе с тем согласно статье 5 законопроекта «в течение пяти лет со дня смерти Главы Донецкой Народной Республики, прекратившего исполнение своих полномочий, членам семьи предоставляются следующие права: на пользование служебным автотранспортом; на медицинское обслуживание в объеме, который им предоставлялся на день прекращения исполнения полномочий Главой Донецкой Народной Республики».

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции Донецкой Народной Республики смерть Главы Донецкой Народной Республики является основанием для прекращения полномочий.

Учитывая изложенное невозможно прийти к однозначному выводу о том, распространяются ли на членов семьи Главы Донецкой Народной Республики, прекратившего исполнение своих полномочий в связи со смертью по истечении пяти лет со дня смерти право на медицинское обслуживание в объеме, который им предоставлялся на день прекращения исполнения полномочий Главой Донецкой Народной Республики, которое в статье 2 законопроекта не ограничено каким-либо сроком.

Кроме того, статья 5 законопроекта предоставляет в течение пяти лет со дня смерти Главы Донецкой Народной Республики, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи право на пользование служебным автотранспортом, которое не предусмотрено указанным лицам в период жизни Главы Донецкой Народной Республики, прекратившим исполнение своих полномочий.

С учетом изложенного предлагаем:

1) в статье 2, части 1 статье 3 законопроекта конкретизировать основания прекращения полномочий Главы Донецкой Народной Республики;

2) согласовать положения статьи 2 с предписаниями статьи 5 законопроекта в части объема прав членов семьи Главы Донецкой Народной Республики на медицинское обслуживание и пользование служебным автотранспортом.

Частью 3 статьи 7 законопроекта установлено, что Глава Донецкой Народной Республики до вступления в силу закона, регулирующего порядок управления и распоряжения государственной собственностью, наделяется полномочиями по передаче находящегося в государственной собственности недвижимого имущества (жилого дома либо жилого помещения) члену семьи Главы Донецкой Народной Республики, досрочно прекратившего свои полномочия в связи со смертью.

В соответствующей части не конкретизировано, в собственность или в пользование (постоянное, временное) передается находящееся в государственной собственности недвижимое имущество (жилой дом либо жилое помещение) члену семьи Главы Донецкой Народной Республики, досрочно прекратившего свои полномочия в связи со смертью.

Кроме того, использование в рассматриваемой структурной единице конструкции «члену семьи» не позволяет однозначно определить, кто именно подразумевается под данной конструкцией, что противоречит требованиям части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах», которой предусмотрено, что текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.

В связи с этим с целью надлежащего гарантирования прав членов семьи Главы Донецкой Народной Республики, досрочно прекратившего свои полномочия в связи со смертью, предлагаем часть 3 статьи 7 законопроекта доработать.

Стоит отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 39 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.