В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 75 Закона Донецкой Народной Республики «О средствах массовой информации» (далее – законопроект).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 75 Закона Донецкой Народной Республики от 29 июня 2015 года № 59-IHC «О средствах массовой информации» (далее – Закон № 59-IHC). В частности, разработчиком предлагается продлить до 31 декабря 2019 года действие норм Закона № 59-IHC, которыми предусмотрено: исключительное полномочие Народного Совета Донецкой Народной Республики и республиканских органов исполнительной власти по учреждению телеканалов, радиоканалов и юридических лиц, осуществляющих вещание (часть 1 статьи 9); освобождение данных органов от уплаты республиканской пошлины (часть 2 статьи 16).
Соответственно, также предлагается изменить в абзаце втором части 2 статьи 75 Закона № 59-IHC дату, с которой учредителями телеканалов, радиоканалов и юридических лиц, осуществляющих вещание могут быть физические лица, объединения физических лиц, организации, независимо от организационно-правовой формы, органы государственной власти, а также органы местного самоуправления (на 1 января 2020 года).
При этом в пояснительной записке к законопроекту разработчиком подчеркивается, что реализация законопроекта позволит повысить эффективность государственного управления в сфере телевизионного вещания и радиовещания, обеспечит полноценное использование информационного ресурса для формирования и продвижения позитивного имиджа Донецкой Народной Республики, а также расширит возможность государства по реализации конституционного права граждан на получение информации.
Стоит отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 28 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.