В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об основах государственного регулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытового обслуживания населения» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается статью 37 Закона Донецкой Народной Республики от 02.02.2018 № 215-IНС «Об основах государственного регулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытового обслуживания населения» (далее – Закон № 215-IНС) изложить в новой редакции. Частью 3 предлагаемой статьи 37 предусмотрено следующее:
«3. Органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики формируют торговые реестры, содержащие сведения об объектах, размещенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и (или) субъектах хозяйствования, осуществляющих в них деятельность, и о состоянии торговли на территории соответствующей административно-территориальной единицы».
В то же время пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона № 215-IНС установлено, что «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленности и торговли, осуществляет следующие полномочия…утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о субъектах хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность, о субъектах хозяйствования, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории Донецкой Народной Республики (далее – торговый реестр), порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре».
Исходя из анализа пункта 4 части 1 статьи 6 Закона № 215-IНС и части 3 предлагаемой статьи 37, можно прийти к выводу, о том, что указанные положения не согласованы между собой в части сведений, которые должны содержаться в торговом реестре, что может негативно отразиться на практике применения положений Закона № 215-IНС.
С учетом изложенного предлагаем положения части 3 предлагаемой статьи 37 законопроекта доработать.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается статью 38 Закона № 215-IНС изложить в новой редакции. Так, пунктом 5 части 1 предлагаемой статьи 38 предусмотрено, что «субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность, предоставление услуг общественного питания, бытовое обслуживание населения, обязаны предоставлять органам местного самоуправления Донецкой Народной Республики в виде документированной информации следующие сведения для формирования торговых реестров…копию справки о внесении в реестр статистических единиц Главного управления статистики Донецкой Народной Республики».
Вместе с тем, наименование указанного органа исполнительной власти не в полной мере согласовано с положениями Закона Донецкой Народной Республики от 13.03.2015 № 20-IHC «О государственной статистике» (далее – Закон № 20-IHC), абзацем девятым статьи 1 которого предусмотрено, что «органы государственной статистики – органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющие функции по контролю и надзору, а также специальные функции в сфере государственной статистики (далее – органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции в сфере статистики) и их структурные подразделения в городах и районах республиканского значения». Статьей 12 Закона № 20-IHC также закреплено, что «систему органов в сфере государственной статистики Донецкой Народной Республики составляют: республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере экономического развития; органы государственной статистики».
На основании изложенного предлагаем пункт 5 части 1 предлагаемой статьи 38 законопроекта доработать.
Пунктом 7 статьи 1 законопроекта предлагается статью 43 Закона № 215-IНС дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Нормы пункта 3 части 1 статьи 5, подпункта г пункта 12 части 1 статьи 6, части 4 статьи 37, пункта 8 части 6 статьи 40 настоящего Закона приостанавливаются на период действия военного положения на территории Донецкой Народной Республики и вступают в действие с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором отменено военное положение».
Представляется невозможным однозначно определить причины приостановления действия указанных структурных единиц Закона № 215-IНС.
В частности, подпунктом «г» пункта 12 части 1 статьи 6, которым законопроект предлагается дополнить Закон № 215-IНС, предусмотрено полномочие республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере промышленности и торговли, по разработке и утверждению классификации объектов бытового обслуживания населения. В свою очередь, подпунктами «б», «в» пункта 12 части 1 статьи 6 Закона № 215-IНС предусмотрено аналогичное полномочие в отношении розничных торговых объектов и объектов общественного питания, которое не ограничивается.
Кроме того, предлагаемой законопроектом редакцией части 4 статьи 37 Закона № 215-IНС предусмотрено, что «плата за внесение информации в торговый реестр с субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность, предоставление услуг общественного питания, бытовое обслуживание населения, реализующих товары посредством дистанционного способа продажи товаров, не взимается». Ограничение действия указанной структурной единицы подразумевает возможность взимания платы за внесение таких субъектов в торговый реестр, что может негативно отразиться на субъектах хозяйствования в данной сфере.
С учетом изложенного предлагаем положения пункта 7 статьи 1 законопроекта доработать.
Отметим и то, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 106 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.