В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики«О внесении изменения в статью 18 Закона Донецкой Народной Республики «О государственном регулировании в сфере добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), об особенностях социальной защиты работников горных предприятий» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан с целью «совершенствования действующего законодательства в указанной сфере правоотношений и повышения качества правоприменения».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Статьей 1 законопроекта предлагается часть 1 статьи 18 Закона Донецкой Народной Республики от 12.06.2015 № 57-IHC «О государственном регулировании в сфере добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), об особенностях социальной защиты работников горных предприятий» (далее – Закон № 57-IHC) изложить в следующей редакции:
«Для обучения за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в государственные образовательные организации высшего профессионального образования по программам бакалавриата и специалитета, учреждения среднего профессионального образования вне конкурса по личному выбору специальности зачисляются:
1) шахтеры, имеющие непрерывный стаж подземной работы не менее трех лет;
2) лица до 21 года на протяжении трех лет после получения общего среднего образования, родители или один из родителей которых:
а) имеют (имеет) стаж подземной работы не менее 15 лет;
б) погибли (погиб) в результате несчастного случая на производстве;
в) стали (стал) инвалидами I или II группы вследствие производственных травм или профессиональных заболеваний.».
Необходимо отметить, что в части 4 статьи 68 Закона Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IHC «Об образовании» (далее – Закон № 55-IHC) установлен перечень лиц, которые имеют право на прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, в котором отсутствуют лица, указанные в предлагаемой редакции части 1 статьи 18 Закон № 57-IHC.
Частью 5 статьи 68 Закона № 55-IHC предусмотрено лишь право детей погибших шахтеров на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет ассигнований государственного бюджета, местных бюджетов в пределах установленной квоты.
Таким образом, разработчику законопроекта также необходимо внести изменения в Закон № 55-IHC, что в последующем позволит избежать юридических противоречий, а также положительно отразиться на практике применения.
Кроме того, в указанной редакции используется конструкция «учреждения среднего профессионального образования». Вместе с тем, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 21 Закона № 55-IHC, образовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования является «профессиональная образовательная организация».
С учетом изложенного предлагаем конструкцию «учреждения среднего профессионального образования» привести в соответствие с нормами Закона № 55-IHC.
Далее, в предлагаемой редакции пункта 2 части 1 статьи 18 отсутствует указание на то, что родители или один из родителей лица, поступающего на обучение, должен являться (являлся) шахтером. Данная конструкция является необходимой, поскольку она обеспечит конкретизацию лиц, имеющих возможность поступить в государственные образовательные организации за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики вне конкурса.
На основании изложенного считаем целесообразным пункт 2 части 1 статьи 18 предлагаемой редакции после слова «которых» дополнить конструкцией «является (являлся) шахтером».
Стоит отметить, что законопроект не содержит предписания Совету Министров Донецкой Народной Республики обеспечить пересмотр и приведение республиканскими органами исполнительной власти своих нормативных правовых актов в соответствие с проектом рассматриваемого нормативного правового акта.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 5, 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учётом указанных замечаний и предложений.